Дорогая мисс Марпл, на днях мне довелось беседовать с одной молодой леди после того, как она прочла книжку некоего популярного автора. Там она вычитала, что любить и нуждаться - разные вещи. Это лишило ее сна. К ответу, взамен заморского автора книжки, она попыталась призвать меня. «Ну как это так!» - кипятилась моя знакомая. И, меняя гнев на милость: «Ну скажи, разве это так?» Мне ничего не оставалось, как собрать все свое мужество и посмотреть ей в глаза: «Именно так». «Но разве, когда мы кого-то любим, мы не нуждаемся в нем?» Зная эту молодую леди, я поняла, что ее недоумение вызвало не содержание фразы, а скорее путаница понятий. Альтернативой зависимости нередко представляется этакий просветленный Будда, которому уже все по барабану, ибо он в космическом сознании и там самодостаточно кувыркается в невесомости. Этакое полное самообеспечение с полотна Дали: сам себе и чтец, и жнец и на дуде игрец.
Может, такое чудо и встречается в природе. Однако большинство людей все же нуждается в общении, и слава богу. Иначе мы не ходили бы друг к другу в гости, не собирались бы компаниями, не вели бы ночных разговоров на кухне и баталий в блогах, не грустили бы при расставании, и вообще не жили бы в мире людей. Развитие личности сложно представить себе без отношений, без обмена и соприкосновения с другими жизнями. И это бесконечно интересно и нужно - быть свидетелем и участником чужой жизни, имеющей ту же человеческую природу, но иную индивидуальность. Нам нужны заинтересованные лица. Нам нужны те, кто знает нас такими, какими мы знаем себя. И те, кто помнит нас прежними. Те, с кем можно разделить свой опыт и научиться чужому. Мужчина и женщина тоже, конечно же, нужны друг другу. И посягая на священные стереотипы о том, что «женщина должна быть замужем» или «любовь - главное в жизни», я вовсе не хотела бы обесценивать взаимное обогащение, которое возможно в отношениях.
О чем же тогда речь? Любить и нуждаться - действительно разные вещи. И в самом деле одно часто принимается за другое. Об этом мы неоднократно писали в последнее время. И я не буду утомлять читателей повторением, чтобы не быть уличенной в старческом занудстве.
Но есть один аспект в этой теме, которого мы раньше не касались. И его мне хочется осветить. Это тема ответственности за себя и свою жизнь. Написав это слово - «ответственность», я ощутила, насколько оно сперва кажется пресным и скучным, как полезный диетический хлебец. Возможно, оттого, что оно ассоциируется с «обязательствами», «долгом» и выполнением того, что не хочется, но надо. Еще ответственность порой путается с виной. Или дополнительной нагрузкой вроде партсобрания после работы.
Эти ассоциации работают и на индивидуальном, и на социальном уровнях. Большинство из нас выросло в культуре, где не было частной собственности, где все было общим. А размытая коллективная ответственность за благополучие граждан возлагалась на государство, которое и было по сути собственником всего. Поэтому прямой связи между личной ответственностью и получением благ просто не могло быть.
В отношениях пары границы ответственности тоже частенько бывают неясны. С какой-то стати один человек вдруг оказывается ответственным за чувства, поступки и комфорт другого. А иногда, о чудо, - и за счастье. Зачастую основанием для наступления такой ответственности считаются продолжительные сексуальные отношения. И любящий, прильнув к любимому плечу, честно ожидает, что его сделают счастливым, богатым, беспечным, уверенным и каким-нибудь еще. "Вот теперь у меня все будет хорошо". И сам изо всех сил старается «сделать» другого. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Классно же - вот я приручусь к кому-нибудь, окопаюсь и если через пол года не стану счастливой, то кто виноват? Ага.
Если же связать понятие ответственности не с «надо», а с собственностью, то вкус слова меняется. Отвечать можно только за то, что тебе принадлежит. И тогда ответственность - это и власть, и свобода, и возможность действовать. Собственностью можно распоряжаться, пользоваться по своему усмотрению.
В личной сфере человеку принадлежат его мысли, чувства, потребности и, что очень важно, решения. Это частная собственность, которую невозможно, увы, ни продать, ни подарить, ни передать по наследству. И украсть нельзя. Чужое всегда останется у хозяина. Единственное, что худо-бедно возможно - дать поиграть. Поиграть как-будто я - не я, а немножечко еще и ты.
Можно забыть про собственность. В дачном поселке, где я бываю летом, есть на окраине заброшенный дом, в который уже много лет не приезжают хозяева. За это время он почти не изменился. Другие дома, в которых живут, меняются, обрастают новыми деталями, а этот нет. Он не разрушен, цел, в нормальном состоянии, но вид его всегда одинок и уныл. А недавно его сдали в аренду. Не продали, а пустили чужих пожить. Участок вроде бы ожил, но дом все равно остался каким-то грустным.
Признать себя хозяином своего «внутреннего дома», извините за штамп, - это на мой взгляд и есть ответственность за себя. Это сложно, иногда ужасно не хочется, но в конечном счете приятно и освобождающее. Нести ответственность за удовлетворение своих потребностей, за заботу о себе и достижение своих целей - не лишний груз, а груз естественный. Мы можем просить, получать желаемое или встречать отказ, но никто не может отвечать за наше благополучие и эмоции, кроме нас самих. Никто не может принять за нас важные жизненные решения или действовать.
И тогда другие люди, особенно люди любимые, по-прежнему нужны. Но качество жизни не зависит от чужой воли и благосклонности, а зависит от самого живущего эту жизнь. И знаете что, по-моему, так все гораздо проще. Так все гораздо веселей.
всегда своя собственная, миссис Хадсон