Педагогический роман

Jan 22, 2011 23:47

Как вы уже поняли, мы очень любим старые советские фильмы наряду с другими произведениями искусства. Мы частенько их смотрим и обсуждаем, сопереживаем героям и наслаждаемся мастерством, с которым они сделаны. Прежде чем перейти к сегодняшнему предмету обсуждения, сделаем небольшое уточнение. Когда мы говорим о тех или иных стереотипах, моделях поведения и установках героев, мы не имеем ввиду их прямое и пагубное воздействие на неокрепшую психику зрителей. Мы далеки от мысли, что всего лишь фильм или книга способны сформировать у наивного потребителя жизненные сценарии. Для этого существуют более веские факторы. Тем не менее, они играют роль в закреплении и формировании отношения к этим феноменам у людей. Они также являются зеркалом реальной жизни общества, в котором возникли. Этим они нам и интересны. Это была преамбула. Теперь амбула.

Конечно, когда мы смотрим старые фильмы, наше особое внимание привлекают любовные истории, разворачивающие на просторах СССР. Среди них особой популярностью пользуется один сюжет. Это истории перевоспитания мужчин женщинами.

Мужчина в этих парах ведет себя как ребенок или в лучшем случае подросток, плохо справляется со своими эмоциями, имеет тенденцию к асоциальному поведению и более низкий социальный или образовательный уровень, чем женщина. Женщина во многих случаях является учительницей по своей основной профессии. Она в свою очередь всецело отдана делу воспитания, очень возмущается, когда подопечный начинает проявлять к ней интерес как к женщине, а не педагогу, является активной, хотя четких целей в жизни не имеет. В то же время у мужчины жизненные цели отчетливо прослеживаются, но сам достичь их он не в состоянии в силу своего инфантилизма. В противовес мужской эмоциональности женщины ведут себя очень сдержанно, эмоции особо не проявляют. В некоторых вариантах сюжета присутствует другая женщина-конкурент, более женственная, эмоциональная и приземленная. Она принадлежит к тому же социальному классу, что и мужчина, но  отвергнута им, поскольку не может указать ему путь.
Женщина идентифицируется с рациональным, интеллектуальным и нравственным началом, а мужчина - с телесным, эмоциональным, импульсивным. По ходу развития сюжета герои взаимно влияют друг на друга, пытаясь найти какой-то баланс отношений в этой странной конструкции. В конце концов, женщина делает из мужчины человека или хотя бы позволяет ему сделать шаг вперед в этом направлении. При этом женщина контролирует мужчину, поскольку сам он себя контролировать не желает или не в состоянии. А он ей благодарен ей за это, хоть и бунтует против нее, но это тоже часть игры.

А теперь наш хитпарад любовных сюжетов, в которых этот элемент присутствует в какой-то мере.
1. Чистейшее и наиболее яркое воплощение. "Буратино"
Цитата: "Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так не сиди да так не ешь... Ребёнок, может, ещё букваря не освоил, - она сразу за чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами, - ему ничего...






2. "Весна на Заречной улице."
Цитата: "Учительница! У такой учительницы одному поучиться - как хлопцев отбивать!"



3. "Дело было в Пенькове"
Цитата: "Я через нее дальше видеть стал..."



4. "Большая перемена"
Цитата:  "- Граждане, разрешите купить жене подарок, я её 15 суток не видел, сидел на курорте!"



5. "Приключения Петрова и Васечкина"
"Эх Маша! Ладно.. Ладно..."



6. "Сердца четырех"
Цитата: "Она колючая, холодная, злая. Она очки с простыми стеклами носит."



7. "Влюблен по собственному желанию". Этот фильм является поздней значительно отредактированной версией данной фабулы. Мужчина здесь принимает более активное участие в собственном формировании.
Цитата: "Я не люблю красивых мужчин. Особенно пьющих."



8. "Покровские ворота". Романтический образ женщины, контролирующей поведение мужчины, постепенно развенчивается и становится далеко не таким однозначно положительным, как прежде.
Цитата: "Эти духи "Красная Москва" ты подаришь маме"


бабУшки, старый телевизор

Previous post Next post
Up