Памяти Михаила Аникушина, скульптора из Ленинграда

Apr 09, 2012 14:59





Память о скульпторе в его работах, в школе его учеников, в последователях и ценителях таланта мастера. Но в России нередок парадокс: памятник любят, а вот его создателя не помнят. И случай Михаила Аникушина именно такой. Сегодня рассказ о посещении выставки работ Аникушина и встреча со скульптором, автором памятника уже самому Михаилу Аникушину.

Имя Михаила Константиновича Аникушина в Ленинграде было известно широко, и не только в цеховых кругах скульпторов и студентов искусственников. Главное в том, что люди полюбили его скульптуры. Его Пушкин в центре сквера на площади Искусств (напротив Русского музея) буквально сразу оброс вниманием публики, у молодоженов появилась счастливая примета - приезжая к памятнику, всем свадебным кортежем обхаживать поэта и после возлагать цветы к его постаменту.




Долгое время в центре внимания питерцев была и скульптурная группа "Героическим защитникам Ленинграда", установленная на площади Победы (при вьезде в город из Пулково). И так со многими произведениями Аникушина, география которых, не считая памятников и бюстов в СССР, распространилась от Кубы до Японии.

Но это тогда. А сегодня даже в скверике имени Михаила Аникушина (на Каменноостровском пр., 56) и установленную в нем скульптуру "Дружба" жители близлежащих домов называют не иначе как "танцующие девочки" неизвестного автора.

02. В феврале в Балтийском медиа-центре прошла выставка скульптурных работ Михаила Аникушина. На экспозиции были представлены бронзовые бюсты А.Пушкина, А.Чехова, Р.Глиэра, Г.Свиридова. Целью этой выставки было желание привлечь внимание жителей и властей города к уходящей памяти людей, сделавшими славу нынешнего Петербурга.




03. На открытии выставки присутствовала дочь мастера, Нина Михайловна Аникушина




04. Собравшиеся на открытии родственники, друзья и коллеги Михаила Константиновича много вспоминали о нем. И вместе с тем удивлялись той патине человеческого забвения, так стремительно покрывшей творческое наследие именитого некогда скульптора, сделавшего так много для Ленинграда и школы монументальной скульптуры в сегодняшней России.




05. Вместе с работами скульптора на выставке было много фотографий, на которых Аникушин со своими современниками




06. Посетители выставки оставляли свои признания в книге отзывов, перемежая благодарность с долгими пассажами воспоминаний




07.




08. В финале открытия выставки состоялось представление Николая Краюхина и макета его памятника самому Михаилу Аникушину




09. Николай Краюхин ныне работает в мастерской самого Аникушина. Я договорился зайти в гости и сделать репортаж.




10. Многие пассажиры питерского метро, бывавшие на станции "Пушкинская", помнят эту скульптуру - автор М. Аникушин. Культурно-стратегическое фото, снято еще до запрета питерскими думцами-дуболомами съемок в метро.




Мастерская Аникушина (расположенная в парке сразу за Академией художеств на Васильевском острове) на момент съемки для этого рассказа находилась в печально-унылом состоянии. Тем приятнее оказались новости от 9 апреля в "Вечернем Петербурге", известившими на первой полосе о том, что мастерскую Аникушина отремонтируют. Комитет по культуре изыскал для этого средства в размере 49,7 млн. рублей.

11. Оказавшись в мемориальной "мастерской скульптора Аникушина", ныне раздробленной на мастерские клети для нескольких скульпторов, в закутке Николая Краюхина мне предстал макет будущего памятника в натуральную величину. Николай охотно рассказал историю замысла и воплощения этой скульптуры.




12. На протяжении многих лет, работая в мастерской самого Аникушина, общаясь с его учениками, коллегами, родственниками и друзьями, у Николая появилось виденье образа для памятника. Тем более, что в Петербурге, городе, щедро увековечивающем имена своих знаменитых жителей, до сих пор отчего-то не нашлось желающих отдать дань памяти скульптору, сделавшему достойный вклад в славу этого города.




13. В мастерской Николая много эскизов и копий работ самого Аникушина. По словам Николая их присутствие в мастерской необходимо и ... неизбежно, как и множество других предметов, помнящих самого Михаила Константиновича.




14. Здесь, на графичном плане Академического парка перед мастерскими, можно увидеть место для установления будущего памятника.




15. Панорама Академического парка (февраль, 2012), где будет установлен памятник Аникушину. Он станет симетричным ответом скульптуре Клодта, установленной на другой стороне парка. - тяните за ползунок вправо




16. В тот день в мастерской у Николая собрались Григорий Ястребенецкий и Вячеслав Бухаев, люди близко знавшие Михаила Константиновича, работавшие вместе с ним. Их рассказы о бывшем значении скульптуры в жизни города и страны, вместе с рассуждениями о нынешнем положении дел в искусстве и скульптуре в частности, способствуют однозначному умозаключению: искусство нужно не человечеству, а тем единицам, кто осмелился чувствовать, воспринимать и отображать жизнь в ее многогранном разнообразии. Сегодня государство в целом и управленцы Петербурга в частности мало интересуются вопросами культуры, и еще меньше чиновников интересует тема значения и развитие современной скульптуры. А те конкурсы, которые все же иногда проводятся, в большем заслуга частных инициатив.

В очередной раз подтверждается правило: искусства расцветают при тоталитарном режиме и хиреют при демократиях. Прошли времена, когда на памятник Пушкину (установленный в скверике на одноименной улице поэта) жители Петербурга собирали средства. Сегодня такое неосуществимо. И тем не менее, все-таки появляются новые памятники, воздвигаются мемориалы событиям минувшего, устанавливаются бюсты современникам. Проект создания и установки памятника Михаилу Аникушину - одно из доказательств тому.




17. Осуществление замыслов Николая и отливка самого памятника пройдет при поддержке Зураба Церетели. Московский мэтр радушно отнесся к этой идее и вызвался оказать содействие.




18. За годы работы над образом к скульптуре Аникушина у Николая Краюхина собралось немало эскизных образцов. Некоторые из находившихся в мастерской он (по моей просьбе) собрал вместе с копией уже завершенного воплощения будущего памятника.




19. Образы Аникушина присутствуют в мастерской Николая буквально повсюду - в бюстах, рисунках...




20. В работе над этим памятником Николаю пригодились не только воспоминания коллег Аникушина. Родственники Михаила Константиновича открыли Николаю личный архив мастера, предоставив возможность для более глубокого знакомства с документальными материалами, фотографиями и даже личными предметами скульптора. Так, своеобразным ритуалом и частью приемственности стал стек Аникушина, который и сегодня служит Николаю в работе.




21. Среди предметов Аникушинского наследия в мастерской Николая можно встретить немало инструментов самого мэтра, а так же его рабочую куртку или любимую Михаилом Константиновичем студийную скамейку-приступку, при помощи которой в последние годы своей жизни он здесь работал.




22. Одним из значимых сторон творчества являются записные книжки или блокнот с набросками.




23. Николай поделился своими зарисовками мыслей и впечатлений.




24. Заканчивая разговор, я сделал еще несколько снимков обстановки мастерской Николая, прежде - Аникушинской




25. Этот снимок как-то по-особенному запомнился мне, все в нем очень близко к передаче общего впечатления здешней атмосферы




26. А выйдя из мастерской на улицу, меня встречал пейзаж с не менее драматичным содержанием на тему культуры и положения сегодняшнего искусства в современном Петербурге.




27. Завершением рассказа о скульптурных делах будет памятник Петру Клодту, установленный в парке Академии, рядом с мастерскими




28. Многие зодчие и прекрасные скульпторы потрудились для создания всемирной славы Санкт-Петербурга. У каждого времени свои имена, у каждого имени своя история. Сегодняшняя история о связи и приемственности в творчестве, об уважении таланта и заслуг создателей прошлого и о благодарной памяти за оставленное нам их искусство.




памятники, скульптуры, панорамы, фото, Питер

Previous post Next post
Up