"Елена" Звягинцева

Nov 18, 2011 14:23

Давно я тут не писала...  А тут "Елена"...
И ведь слышала не раз об этом фильме, причем все больше ругательное, а вот нет, решила сама посмотреть, за что ругают или хвалят. Причем и те, и иные максималистичны в оценках.

Положенные любому фильму коллизии и перипетии, визуальная выразительность сцен, сегодняшные актуальные диалоги, базирующиеся на неразрешимых проблемах экзистенциализма, опознаваемая контекстность, намеренная вялость повествования наряду с напряженностью музыкального ритма,  безусловно  талантливая игра актеров, представляющих  зрителю лишь сколок  характера своих геров,  - все это,  многократно проецируясь, и составляет фильм. И фабула в чистом ее понимании как-то вроде и  отступает на второй план. А кому-то кажется и вообще чуть ли не тривиальной.  Неее. ну правда: некая перевернутая модель "Преступления и наказания" с поправкой на 21 век. Не решить вопрос: "кто я, тварь дрожащая или право имею?". Нет, этот вопрос здесь уже не ставится. "Я хочу свое место под солнцем, я хочу быть как все".
"И последние станут первыми", и "хлеба и зрелищ", и "плодитесь  и размножайтесь", - принципы, по которым живет семья Елены и по которым жили, живут, и будет жить большинство.
Диалог дочери с отцом - одна из решающих сцен фильма. Шаблон "жить как все" гедонистке Кате  не подходит: «Говно не может быть невкусным, потому что миллионы мух не могут ошибаться, да, папа?», - иронизирует она…
Фильм -  это одна из сцен из вечной войны двух социальных слоев, в которой опять выигрывает большинство.  Потому как у того меньшинства, как  во времена Тургенева,  опять есть свои  дурацкие "принсипы"...
Впрочем, и здесь однозначности оценки ждать не приходится. Потому как до сих пор не решен один вопрос: а стоило было  вообще идти в народ?

другое кино, социум, кино, жанр, рецензии, критика, фильм

Previous post Next post
Up