Ингмар Бергман: «Из жизни марионеток»

Apr 01, 2009 16:39


Фильмы И. Бергмана после их просмотра надолго остаются в  сознании. Коллизии и  перипетии могут там выстраиваться в своей уникальной, уже оторванной от фильма, последовательности,  порой неожиданно высвечиваются скрытые и ранее  не увиденные акценты, задаются новые загадки смыслов,  заставляющие искать и находить ответы на обозначенные в фильме тонкой линией проблемы. Так произошло и в очередной раз.
Рецензии на фильм «Из жизни марионеток», найденные мной в интернете, за исключением лишь одной, поразительно страдали какой-то обобщенностью или, если можно так сказать, «кашизмом» смыслов типа «как всегда находит глубокое обоснование сложности и непознаваемости человеческой души» или «горький и нелицеприятный анализ взаимоотношений индивидов друг с другом и с обществом». Но и та одна, довольно вдумчиво анализирующая фильм в целом, не приблизилась к разгадке  самого главного: почему Петер убил  Ка? Как  отметил сам рецензент,  «я даю разные объяснения, ни одно из которых намеренно не выдерживает критики» (см.рецензию). Впрочем, он сам тут же говорит о том, что «когда я смотрю эту картину сегодня, у меня возникает чувство, что ближе всех к истине подходит гомосексуалист Тим, намекая на бисексуальность Петера». Мое предположение относительно разгадки причин (не мотивов) убийства также берет начало в речи этого героя, расходясь, впрочем, с высказанным автором рецензии мнением, что потенциальный бисексуализм Петера был главной причиной его катастрофы (как и в определении рецензентом картины как эротичной. На мной взгляд, фильм исключительно антиэротичен).  Как мне представляется, именно сцена  в квартире Тима, когда его навещает Катарина,   и его монолог являются кульминацией фильма, предоставляющие ключи к пониманию психологии как главного героя, так и его окружающих.

Сцена эта достаточно непродолжительная по времени и длится всего несколько минут. Вспомним: Катарина дарит Тиму шейный платок,  ранее предназначавшийся Петеру, который она передумала тому дарить, и потому дарит Тиму. Тот  повязывает его на шею и говорит:

-Тебе не кажется, что я стал старше?

-         А ты не хочешь становиться старше?

-         Морщины меня не пугают, я боюсь уродства...

Однажды я проснулся и посмотрел на себя в зеркало. Вот тогда-то я и заметил это. Внезапно. Я смотрю на руки, на кожу и не верю своим глазам. Я все еще ребенок. Никак не могу понять ход времени. Когда я закрываю глаза, я ощущаю себя десятилетним мальчиком. Но потом я опять открываю глаза, смотрю на себя в зеркало и вижу старика. Старика, похожего на мальчишку. Только и всего. Нет, есть еще кое-что.

-         И что это?

-         Ты сама превращаешься в это. Ты только что сама с этим столкнулась

-         Я не понимаю.

Тим садится к зеркалу и смотрит в него (Тим - есть потенциально  возможное отражение Петера. Понять это помогает как платок, предназначенный Петеру, так и зеркало - метафора отражения кого-то).

-         Все, что касается близости - всего лишь мечта. Грубость и одержимость. Удовольствие и сексуальность, ужас и одержимость - все смешалось  воедино. Однажды меня убьют и от этой мысли я еще больше возбуждаюсь. Мною движут силы, которые я не могу контролировать. Доктора, любовники, таблетки, наркотики, алкоголь, работа... Ничто не помогает. Это какие-то тайные силы. Есть ли у них название? Не знаю. Может быть это просто старение. Разложение. Я не могу управлять этими силами. Но я подхожу ближе к зеркалу, вглядываюсь в свое лицо, которое стало таким знакомым. И прихожу  к выводу, что в этом соединение плоти и крови, нервов и костей существуют два совершенно несовместимых, даже не знаю как это назвать, два совершенно несовместимых человека. Мечта о близости, мягкости, общности интересов, умение забыть себя и всё живое. А с другой стороны - жестокость, одержимость, ужас и смерть. Иногда мне кажется, что оба эти существа имеют один корень. Не знаю. Да и как я могу узнать? Наверное, мои мечты были слишком прекрасными. И в наказание... Жизнь наказывает нас тогда, когда мы меньше всего это ждем. Ты испытываешь оргазм и в это самое мгновение задыхаешься от миазмов.

Данная сцена задает три главных мотива: человек внутренне не в силах примириться с ходом времени, для себя он всегда остается ребенком (поэтому-то в больнице Петер и держит на кровати плюшевого мишку), процесс жизни - есть цепь разочарований и примирений  с действительностью, с ее статусом. Каждый  человек  состоит из темной и светлой половины. Какая половина в конце побеждает - вопрос как  силы характера человека, так и степени давления над ним  внешних обстоятельств и влияния, вплоть до подавления человека его окружением.

И последнее добавление.

Тим просит:

-         Катарина, посмотри на меня, Сделай такую милость. Возьми мою руку и прижми ее к щеке.
Чувствуешь, что это моя рука?

Катарина утвердительно кивает.

- А чувствуешь, что это я, что это именно я?

Катарина отрицательно машет головой.

Другой человек  чувствует лишь плоть, но не душу. Он не в силах проникнуть внутрь другого человека и ощутить его на неплотском уровне, считает режиссер.
...
"Выхода нет," -  мечется по подвалу Петер. Но он его находит: убив Ка, он возвращается к началу своего жизненного пути. Правда, только в душе.  

кино, рецензии, фильм

Previous post Next post
Up