Фильм «Стиляги»: тинэйджерам адресуется

Jan 14, 2009 18:06




«Темнота! - что вас всех просвещать-то нужно!?» -  словами Фреда, адресованных Мэлу авторы сформулировали главную идею фильма. Стиляги - есть субкультурологический ликбез для юного поколения. А чтобы не переусердствовать с дидактикой,  авторы выбрали наиболее легкий жанр мюзикла  с элементами гротеска. Фильм представляет собой стилизованный коллаж разных, для тех, кто это время помнит, эпох. Причем не совсем тех, отсылку к которым они должны были бы осуществлять. Но это и не важно, поскольку это очевидно только тем, кто это время застал воочию. Опорными его пунктами являются различные отсылки ко времени. Следуя жанру, это, в первую очередь, песенно-мелодийный контекст: песни групп Браво, Кино, Наутилуса  и Гарика Сукачева,  появившиеся на свет уже в  перестроечное время (за исключением, правда, некоторых перепетых ими оригинальных песен 50-х).  Это  и гламурное настоящее, проглядывающее в манерах и поведении стиляг, и  в современных стилизованных песнях, служащие, по-видимому, средством опознавания себя зрителем в героях картины. Это также переклички с картинами прошлого. Со знаменитым «Такси-блюз»  -  игра Мэлса на двоих с негритянским саксофонистом, это найденный им же продавец саксофона  в подворотне, с именитым фильмом  «Москва слезам на верит» - сцена прощания родителей Фреда, уезжающего в отпуск и оставляющих своего пасынка одного на хате на Котельнической набережной. При всей живости сюжета в фильме существуют явные длинноты, неоправданно переводящие его в жанр слезливой мелодрамы (сцена в постели). Вспомнилась тут же сцены из «Юнона и Авось» - там герои также долго периодически тягуче пели (читай - ныли), правда, тому были тогда по сюжету веские причины.

Фильм на середине претерпевает концептуальный слом (разговор Феди (бывшего Фреда)  с отцом)), позволяющий выйти на другую  поверхность понимания:  «внешнее есть отражение внутреннего».  Меняется смысловая нагруженность задействованных персонажей: они  становятся концептами. Федя  символизирует простого карьериста,  его отец  отождествляет собой  партократический аппарат,  Катя - мать-родину, оскобленную пренебрежением своей якобы спасительной любви, отец Мэла (в великолепном исполнении С. Гармаша)  - народ - суровый и добрый одновременно, но всегда справедливый  и трудолюбивый.  Дальше авторы решили усложнить для зрителя задачи разгадывания. Решив, что зритель успешно справился с опознованием предложенных концептов и достиг достаточной степени абстрагированного понимания  картины, они выдали ему родившегося негритенка Джона, то бишь «Ивана  непомнящего родства», передаваемого из рук в руки всей восторженной компашкой друзей и опознанного отцом Мэла и его соседями как «наш».   Но и это еще не все: приехавший из Америки Фред сообщает, что там, как оказалось, нет стиляг. «Но мы-то есть» - то ли утверждает, то ли спрашивает Мэл. Чтобы зрители долго не мучились в поисках ответа, авторы за них же и отвечают: есть! Как есть люди разных ментальных и субкультур.
Раньше на книгах издательства «Просвещение», адресованных подрастающему поколению, указывалось, на какой возраст они рассчитаны. Применительно к фильму можно смело делать ремарку: для старшего школьного возраста.



кино, рецензии, фильм

Previous post Next post
Up