Продолжаю осваивать классику.
И мне нравится.
Хорошая книга, интересная, глубокая, но тяжелая. Страшно и отвратительно видеть всё то зло, которое происходило и я уверена, случается и теперь в нашей стране.
Цитаты:
"В Нехлюдове, как и во всех людях, было два человека один - духовный, ищущий блага себе только такого, которое было бы благо и других людей, и другой - животный человек, ищущий блага только себе и для этого готовый пожертвовать благом всего мира."
"Не знаешь, чего тут больше - жестокости или нелепости. Но, кажется, и то и другое доведено до последней степени."
"Топоров, как и все люди, лишенные основного религиозного чувства, сознания равенства и братства людей, был вполне уверен, что народ состоит из существ совершенно других, чем он сам, и что для народа необходимо нужно то, без чего он очень хорошо может обходиться... Так же как в одной поваренной книге говорится, что раки любят, чтоб их варили живыми, он был вполне убежден, и не в переносном смысле, как это выражение понималось в поваренной книге, а в прямом, - думал и говорил, что народ любит быть суеверным"
"...всех этих людей хватали, запирали или ссылали совсем не потому, что эти люди нарушали справедливость или совершали беззакония, а только потому, что они мешали чиновникам и богатым владеть тем богатством, которое они собирали с народа."
"...они видели перед собой не людей и свои обязанности перед ними, а службу и её требования, которые они ставили выше требований человеческих отношений."
"Всё дело в том, что люди думают, что есть положения, в которых можно обращаться с человеком без любви, а таких положений нет. С вещами можно обращаться без любви: можно рубить деревья, делать кирпичи, ковать железо без любви; но с людьми нельзя обращаться без любви, так же как нельзя обращаться с пчелами без осторожности."
"Умственные силы этого человека - его числитель - были большие; но мнение его о себе - его знаменатель - было несоизмеримо огромное и давно уже переросло его умственные силы."
"Новодворов же принадлежал к разряду людей преимущественно женского склада, у которых деятельность мысли направлена отчасти на достижения целей, поставленных чувством, отчасти же на оправдание поступков, вызванных чувством"
"Ему ясно стало теперь, что всё то страшное зло, которого он был свидетелем в тюрьмах и острогах, и спокойная самоуверенность тех, которые производили это зло, произошло только оттого, что люди хотели делать невозможное дело: будучи злы, исправлять зло."