Сейчас, в очередной раз переворачивается страница жизни, и, как когда то, возникает желание обернуться назад, но посмотреть чуть дальше, узнать историю того места, с которым прощаюсь. Когда это был родной
Тифлисъ. А сегодня...
Так складываются обстоятельства, что с домом, в котором живу уже больше 20 лет, мне скоро придется расстаться. Дом 1936 года постройки, своим фасадом выходит на Садовое кольцо и еще "помнит" откуда взялось это название. Яблоневые деревья вполне себе здесь росли. Спорной, если не сказать примитивной архитектуры, Дом интересен прежде всего судьбами людей, что когда то в нем жили. Было это понятно всегда хотя бы по количеству мемориальных досок вдоль всего фасада. Что не имя- яркая личность. Трудно представить, сколько историй , если б умели говорить, могли поведать эти стены. Слышали они радостный щебет детворы, бегающей по детской площадке, разрисованной художниками Кукрыниксами, среди которых внуки Василия Чапаева и прекрасную музыку скрипача Давида Ойстраха, композитора Сергея Прокофьева, музыканта Нейгауза, стихи Самуила Маршака.
Слышали стены дома и зловещую тишину пустых квартил и целых этажей, а там, где оставались еще жильцы, с замиранием прислушивались каждую ночь, у какого подъезда остановится машина, на каком этаже остановится лифт. Один раз позвонили и в нашу квартиру...ошиблись этажом. Обошлось, хотя скромные пожитки и сухари, были в тот период у нас в квартире всегда наготове.
В нашем подъезде на разных этажах жили легендарные Чкалов, Байдуков, Бирюков. В подъезде внизу сидел консьерж, а на столе у него была большая книга. Хозяйка квартиры, уходя на работу или по делам, записывала в нее все необходимое из провизии, а по возвращении ее ждал пакет. Трудно сказать, были ли такие привелегии у жильцов всего дома, но в нашем подъезде так было заведено. Был, правда, еще автобус, который в субботу увозил, а вечером воскресенья привозил всех желающих жильцов в Дом отдыха. Самым ярким воспоминанием о нем, что в любое время года были фрукты, так же на столах стояла большая тарелка икры с ложкой посередине, которой каждый желающий мог положить ее в свою тарелку.
Со временем улице Чкалова вернули прежнее название Земляной Вал, а дом носит неофициальное название "чкаловский" до сих пор.
Как в любом старом доме, были в "чкаловском" свои криминальные истории. Одна, самая яркая, коснулась ограбления квартиры Давида Ойстраха и в несколько измененном виде легла в основу
фильма "Убить Минотавра". Надо сказать, что квартира Ойстраха богата на события и была свидетельницей не только разбоя, но и визита коронованных особ. Королева Бельгии, будучи большой почитательницей таланта Ойстраха, прибыла в наш дом, приняв приглашение своего кумира.
Посмотреть на живую Королеву, в тот знаменательный день, высыпала вся детвора нашего дома. Квартира же Маршака, привела маленьких жителей "чкаловского" в полное недоумение и даже расстроила. Как то они позвонили к нему домой. Дверь открыла экономка. На вопрос кто они и зачем пришли, честно ответили - " за макулатурой". "За макулатурой? - переспросила она- "сейчас". Ненадолго оставив визитеров на лестничной площадке, вернулась....и огрела их метлой . Действо это совсем не стыковалось с образом доброго детского писателя. Меж тем, есть у Маршака стих "Дети нашего двора" о нашем доме :
Дети нашего двора,
Крепнут ваши крылья,
И вчерашняя игра
Завтра станет былью.
Тот, кто водит самолет
Дома по паркету,
Завтра в небо поведет
Самолет-ракету.
Кто построил на дворе
Мост через канаву, -
Мост на Волге, на Днепре
Выстроит на славу.
Дети нашего двора,
Крепнут ваши крылья.
Ваша детская игра
Завтра станет былью.
Вы готовитесь в игре
Строить Днепрострои.
Вы растете на дворе,
Где живут герои.
( полный текст стихотворения по ссылке ниже)
Жили в нашем доме, конечно, не только знаменитости.
В квартире напротив жили Сиваченковы. В 30-е годы по доносу дворника глава семьи был арестован и сослан. Дворник занял его квартиру и жил в ней вплоть до реабилитации хозяина. По возвращении Сиваченкову было предложено на выбор две другие квартиры, но он сказал, что вернется только в свою. Вернулся!
Когда умер Сашин дед, Яков Львович, в вечерней газете бывшие сослуживцы поместили маленький некролог всего на насколько строк( так полагалось). В день похорон, двор было не узнать, весь он был усыпан людьми. Пришли проститься все, кто его когда то его знал и даже устроили у подъезда импровизированное прощание с речами. Отдельную главу можно посвятить Сашиному отцу, Леониду Яковлевичу. Уникальный был специалист и человек.
Таким был наш дом. Он жил судьбой страны и судьбой его обитателей. Всегда буду с теплотой вспоминать "чкаловский". Справедливости ради, хозяйкой я тут себя никогда не ощущала, даже когда ушли сашины родители, все оставалось как было при них, но дом любила. Жаль, конечно, расставаться, но ничего нельзя изменить, обстоятельства сильней ...
По материалам:
О детях Чапаева История кражи скрипки СтрадивариСамуил Маршак. "Дети нашего двора" (стих полностью) А так же рассказам Шагас Н.Л.(сестры Саши)...