Дача. История. Пушкино и др....

Jul 12, 2016 22:13

Для меня, как человека абсолютно городского, тема дачи никогда близкой не была. Родни в деревне не было, бабушки с дедушками, когда были живы, жили в городе. Впрочем, некое представление о даче имелось по детским воспоминаниям о военной даче в Коджори (окрестности Тбилиси в горах). Комната которую снимали мы выходила на большую веранду ...Вот на этой веранде и проходила, вобщем, вся наша "дачная" жизнь.




Наверное это больше походило на путешествие на корабле, на палубе которого мы проводили основную часть времени, уходя только на отдых каждый в свою "каюту". Небольшие прогулки по окрестностям, длительные и нескончаемые посиделки взрослых на веранде и наша детская суета вокруг, где самым ярким впечатлением была говорящая сорока, вот что такое для меня "провести время на даче". Была, правда, еще "дача" на море, тоже съемная на весь сезон года два подряд, но ничем особо от недельного проживания в частном секторе она не отличалась......В школьные годы дачная жизнь никак меня не касалась, разве только в "Необычайном приключении, бывшее с В.Маяковским летом на даче".....
.




Пригорок Пушкино горбил
  Акуловой горою,
  а низ горы -
  деревней был,
  кривился крыш корою.
  А за деревнею -
  дыра,
  и в ту дыру, наверно,
  спускалось солнце каждый раз,
  медленно и верно....

.Очень ярко мне тогда все это представлялось, а жизнь на даче теперь видилась как некое любование и единение с природой. Очарованный ей, Маяковский лишь довел впечатления до гротеска в виде дружеской беседы и чаепитем с солнцем, но и приукрасил не сильно, природа в тех краях и правда хороша.




Годы спустя мы с подругой Викой, которая жила как раз в этом самом Пушкино, ходили гулять на Акулову гору и купались там же недалеко "на водоспуске"...
.



А вокруг новые, экзотические  впечатления - русские просторы и ....нескончаемые дачные участки и дачи, дачи и дачные участки и разговоры все только об огородах, саженцах, прополке, и да, обязательно о погоде.




Не удивительно  что мое понимание дачи свелось к чему то рутинному, однообразному, нисколько не интересному.




В какой то момент, помню, были мысли, что дача - больше наказание, которое люди почему то  покорно и добровольно на себя взваливают  и делают это с непонятным мне рвением и азартом.










Итог наблюдений и раздумий был таков: хорошо это или плохо, для некоторых взрослых дача необходимое, если не сказать незаменимое подспорье в хозяйстве и жизни. Роль же ее сугубо утилитарна. Тем и завершила свой интерес к дачам на многие годы....
И вот, пару лет назад, случилось побывать в Мелихово в литературном музее А.П.Чехова и его дачном поместье. Там то я и обнаружила, что по-хорошему о дачах не знаю ничего....




Загородный отдых и загородные домики любят горожане во многих странах, но все же "дача", это нечто бесспорно русское. Представление о дачах, дачниках и дачном образе жизни во всем его многообразии вошло в мировую культуру благодаря русским классикам. Горький, Пастернак, Ахматова, Михалков, уже в советское время, не обошли вниманием эту тему, однако для несведущих вопросы остаются. В европейских языках даже нет слова, однозначно передающего суть этого явления, потому часто так и пишут - «dacha», а вот что под этим понимают- вопрос.




Да и как тут разобраться, когда под словом "дача" подразумевают и роскошный особняк и самодельную времянку. Земельный участок под дачей может быть от несколько соток до нескольких гектаров. Дача может быть и местом престижного отдыха и каторжного труда. Чтобы разобраться и нам в этом явлении, давайте обратимся к истории.

История.

Считается, что первые дачи появились в России при Петре I. Изначально это были усадьбы под Петербургом, которые царь даровал, а по сути "давал" своим приближенным за заслуги перед отечеством. "Давать", производным от которого и явилось впоследствии слово "дача".




Долгое время дачи оставались привилегией аристократии и только со временем стали принадлежать людям разного достатка.  Правда речь тут чаще шла не о собственном, а о съемном загородном доме.




Разумеется, мода на дачи пригородами Петербурга не ограничилась.

Вблизи Москвы стали появляться дачные поселки. Одно из модных и престижных направлений было северное, развитие которого связывают с именем Ивана Федоровича Мамонтова.  А началось все с того, что деловой и предприимчивый Иван Мамонтов, живя у Крестовской заставы, откуда начинался Троицкий тракт, не мог не заметить круглогодичный поток паломников, направляющихся в Троице-Сергиеву Лавру.




Были проведены исследования, где подсчитано, что « по Троицкой дороге в разных экипажах, от карет и дилижансов до телег, проезжает более 150 тысяч человек, перевозится до 4 миллионов пудов клади в год и это не считая примерно 500 тысяч паломников в Троице-Сергиеву Лавру…»
Так, в мае 1859 года учреждается «Общество Московско-Троицкой железной дороги». Мамонтов работает не покладая рук, скрупулезно считает каждую копейку. Он, безусловно, рисковал, вложив весь свой капитал на строительство дороги и закупку оборудования за границей, тем более, что прибыль ожидалась не скорой. Сыграла важную роль поддержка общественности через публикации в прессе, где особо подчеркивалось, что строительство ведется на мамонтовские рубли без привлечения иностранного капитала. Акции «Общества…» стали приобретать многие известные лица и предприниматели среднего класса.




Все понимали важность и значимость новой дороги. Открытие железнодорожного сообщения для публики состоялось 18 августа 1862 года. Весь путь от московского вокзала до конечной станции занимал два часа, а остановок всего было 5: Мытищи, Пушкино, Талицы(Софрино), Хотьково и наконец Сергиев Посад.




Станция 3-го класса Пушкино находилась на 31-м км от Москвы на реке Уча, стала одной из 4-х промежуточных на пути следования поездов.




Станция была на некотором отдалении от села Пушкино и послужила толчком для развития здесь дачного поселка.




Годом начала дачного строительства станции Пушкино считается 1867 год. Примечательно , но со временем Пушкино удалось сохранить свой дачный статус и одновременно приобрести некоторые атрибуты городской жизни, удачно их совместив.




Здесь было построено Земское училище, недалеко от станции был разбит парк, ставший излюбленным местом отдыха пушкинских дачников. На средства владельца красильной фабрики Евгения Ивановича Арманд,




в 1890 году в Пушкино открылась библиотека.
«По обеим сторонам железнодорожного полотна идут невысокие ограды дач, возле которых расположены дороги.




Между дачами по левую сторону стоит новая церковь, это церковь дачников, приходская же церковь находится в селе Пушкино.




Задний фасад станции выходит на шоссе, которое идет через парк на протяжении трех верст к селу Пушкино По сторонам шоссе расположены лавки, булочная, аптека, почтовое отделение, телеграф; за ними парк с расчищенными дорожками , беседками, скамейками, а в глубине его- дачи -особняки.



.



.



.



.



.




За этим парком по левую сторону шоссе находится другой еловый парк не занятый дачами; он служит общественным местом для гулянья дачников,




Среди этого парка на месте танцевального круга устроен Летний театр….» Кончаловский П. От Москвы до Архангельска….



.




Живописные места в этих краях были облюбованы дачниками еще до железной дороги, а с ее появлением вдохнули в них новую жизнь.



.




Некоторые дачные поселения соседились с одноименными селами, впоследствии образуя с ними единое целое, а были и такие,которые обязаны своим рождением Мамонтову и железной дороге. Семья Мамонтовых обосновалась на высоком берегу Учи, рядом с их домом была построена первая на этом перегоне платформа, которая впоследствии получила название Мамонтовская.



.
В 1897 году Мамонтовская платформа была описана следующим образом: «По обеим сторонам платформы идут дачи. На правой стороне дороги стоит красивая дачная постройка Горбова, а на левой, такая же постройка А.Н. Мамонтова.



За ними расположены дачи, принадлежащие разным владельцам, которые отдают их в наем на лето ценою от 500 до 250 рублей с мебелью. В нескольких саженях от платформы находится железнодорожный мост через Учу.



.



С этого моста по обе стороны открывается очень живописный вид на поля и луга, окаймленные лесом и орошаемые этой рекой. По левую сторону моста видна деревня Листвяны….







в этой деревне есть дома, которые отдаются на лето за цену от 50 рублей до 300 рублей в сезон; здесь же есть лавка, снабжающая окрестных дачников провизией и есть извозчики…»










Следующей платформой , появившейся на этом перегоне была Тарасовская,



.




получившая свое название от соседней деревни, расположенной в версте от жел.дороги вдоль Троицкого тракта.







В этих краях дачники охотно снимали или покупали  дачи и до ввода в действие железнодорожного сообщения, а с его появлением дачи стали появляться неподалеку от нынешней платформы, как с правой, так и с левой стороны от ж.дороги… Дачи также строились и в сторону Пушкино, спускаясь к реке Клязьма…




В сторону Москвы в то время дачи не строились, т.к. там располагался достаточно глухой лес…




К концу 19-го века на перегоне появилась еще одна платформа Хутор, впоследствии получившая название Клязьма. Первое свое название станция получила по расположенному недалеко от дороги с восточной стороны хутора и образцовой усадьбы.
Поселки росли и вглубь и вдоль ж.д. полотна. Так между Клязьмой и Мамонтовкой вытянулась улица под названием
Ленточка…







.










Но самым известным дачным поселком в то время была Перловка,




принадлежащая московскому чаеторговцу и предпринимателю Василию Алексеевичу Перлову, основателю фирмы Перлов и сыновья.




В 1880 году в поселке насчитывалось 80 дач. В каждом домике был душ и туалет, на берегу Яузы были оборудованы купальни. Два раза в неделю в поселок привозили музыкантов, в летнем театре выступали московские театральные труппы. Попасть в Перловку по воспоминаниям современников, считалось за счастье, аренда дач оплачивалась за три года вперед, а ее стоимость была сопоставима с жильем в центре Москвы.

Как снимали дачи

В помощь желающим снять домик на лето, газеты печатали объявления, издавались путеводители по дачным окрестностям, посвященные конкретному поселку.




Некоторые предпочитали самостоятельно объезжать окрестности в поисках свободных домов. Многочисленные руководства для дачников были полны советов, на что обращать внимание при поиске жилья на лето. Важным условием было «здоровье местности». Лучшими считались места с сосновым лесом и песчаными почвами. Приветствовалось наличие водоема. Стоило поинтересоваться, как добывается вода: из речки, пруда или, что считалось наиболее правильным, из колодца. Большим благом считалось, если у дома была терраса или веранда, окна же жилых комнат не должны были выходить на дорогу.




Как и сейчас, для многих в то время решающим фактором была транспортная доступность. Не все члены семьи выезжали на дачу на все лето до осени, так что возможность покинуть город на выходные, чтобы вновь вернуться на службу утром первого рабочего дня, перевешивали иногда все остальные характеристики при выборе дачи.




Часто такой способ проживания выбирался не только и не столько из за дани моде, потому что «так положено», сколь по необходимости экономить на съеме жилья. Перенаселение, отсутствие достаточного количества доступного квартирного жилья и связанная с этим общая дороговизна, подталкивали горожан в летнее время снимать дачу. Конечно же стоимость такого жилья значительно колебалась и зависела от многих составляющих, главными из которых были: близость к городу, транспортная досягаемость, бытовая обустроенность. Известно, что в начале 20 века из Москвы на лето выбиралось до четверти всех состоятельных жителей. Если же человек не мог отправить семью летом за город, это считалось признаком больших денежных трудностей - не снимать дачу было вредно и для здоровья, и для репутации.




Если денег было совсем мало и взять внаем целый дом не удавалось, довольствовались комнатой или флигелем. К тому же, всегда можно было пожить у друзей или родственников.
Существовали газеты и журналы, специально посвященные вопросу переселения горожан в пригороды где в той или иной форме доносилось : «Возможность жить вне города- верное средство удешевления жизни». И действительно, со временем, значительному количеству горожан стало выгодно и зимовать на даче. Их прозвали «зимогорами» или «зимниками», а многие дачные места утратили летний характер и приобрели статус поселка, заселенного круглый год людьми «среднего класса», связанными по долгу службы со столицей….Как бы там ни было, все таки у большинства дача, жизнь на даче ассоциировалась с летом
Наем дач был своеобразным процессом. Обычно он приурочивался к Масленице. Уже на станции будущих дачников поджидали извозчики, от которых, как ни странно, многое зависело.




На все вопросы извозчик успокаивает: «Не сумлевайтесь. Все будет в аккурате!» в красочном виде расписывая то место, куда везет..По пути можно было встретить в окошках наклеенные бумажки о сдаче внаем жилья и пассажир просил остановить у приглянувшейся дачки, а извозчик и говорит: «Здесь плохо, хозяйка сварлива и много клопов» и везет дальше по своему адресу….осмотр дачи как и торг о цене были необходимым и частым условием заключения сделки. Если о цене не договаривались, будущий дачник ехал дальше.




Наконец дача оказывается подходящей, цена тоже, дается расписка, что дан задаток…После идут в избу хозяину, съемщик угощает водочкой, хозяева - самовар, молоко, душистый хлеб. Угощают и извозчика. Перед прощанием договариваются о сроке приезда…Извозчик, уже на вокзале, уверяет, что он старался и сняли «самлучшую», прося «на чаек». На станции, в зале ожидания( поезда ходили редко)дачники знакомились меж собой, делясь каждый своими новостями, а после затихали в дремоте…
Съезжаться дачники начинали в мае. И опять их на вокзале поджидали извозчики, а по пути начинают «виться», предлагая свой товар или услуги на все время проживания молочник, булочник, мясник …Так начиналась дачная жизнь…

Продолжение следует...

По материалам:

Дачи и дачная жизнь в РИ
Московские дачники
От Мытищ до Пушкино
Дачники
История дач в Подмосковье
История Пушкино и района
Подмосковный краевед
«Все прелести русской вольной природы...»
Окрестности Санк-Петербурга
humus. Дачная жизнь Подмосковья
humus. Окрестности Москвы

Тарасовская, Пушкино, дача, история, Клязьма, Мамонтовская, старые фото

Previous post Next post
Up