MORRO СASTLE. Ч. 3-я...

Jan 21, 2013 17:43


На следующий день, 8 сентября 1934 года, центральные газеты США вышли экстренными выпусками - в центре внимания были события прошедшей ночи на борту MORRO  СASTLE.






Меж тем, к месту трагедии стали подходить корабли: первым был- ANDREA LAKENBAСH, следом подошли - MONARCH OF BERMUDA и SITY OF SAVANA , также откликнулся  катер береговой охраны  ВМФ США -TAMPA.



На берегу, в то утро, многие  были разбужены громкими сиренами полицейских, пожарных, городских служб оказания первой помощи. Несмотря на продолжающийся шторм, капитаны рыболовных судов и добровольцы  были готовы выйти в море для спасения людей. Некоторые из них  и члены их команд собрались на судне PARAMOUNT. Только одно это судно  до исхода дня спасло 67 человек.




Том Торрессон, был подобран моряками со спасательной шлюпки SITY OF SAVANA. Том держался  за весло, к которому был  надежно прикреплен Бобби, который умер незадолго до этого. Когда   Том попытался поднять тело Бобби в шлюпку, ему не позволили это сделать, сказав, что место есть только для живых.



Рыболовные суда которые подобрали  людей в бушующем море и спасательные шлюпки  самого MORRO  СASTLE стало прибивать к берегу.




Первой из них была спасательная шлюпка под №10, она пристала  в южной конечности бухты Спринг Лейк (Spring Lake) приблизительно в 6.15 утра с 30-ью спасшимися- в ней  были 27  человек членов  экипажа и только 3 пассажира…Шлюпки MORRO  СASTLE высадились там же Спринг Лейк. Спасательные лодки с других кораблей подошли к Морской бухте. Лодки пристали в основном туда, куда их выносило .




13-ти летний Боби Боссетт(Bobby Bossett) был в числе тех, кто обнаружил шлюпку №1, что подошла к узкому заливу  Морской бухты. Он сделал несколько фотографий и с дюжиной таких же зевак, тщательно исследовал содержимое шлюпки. Использованные спасательные жилеты, что были обнаружены там, разошлись по домам в качестве сувениров.




Джон Фаррелл(John J. Farrell) исполнительный директор вечерних новостей  Ньюарка (The Newark Evening News), будучи в отпуску тоже был на берегу Морской бухты в тот день. Заметив фотографирующего  молодого человека, он   купил у него фотоаппарат вместе с необработанной  фотопленкой. Сделав уже сам несколько фотографий,  поехал в отдел новостей обрабатывать пленку.




Вскоре, команды скорой помощи, полиции и пожарного департамента прибыли в Спринг Лейк и Морскую бухту, где стали помогать спасателям и тем кто вытаскивал людей из воды.




В то утро, спасатель Том Блейк(Tom Black) был разбужен сестрой, которая в свою очередь была разбужена звуками сирен. Еще не разобрав,  что случилось, чисто инстинктивно, он вместе с другими спасателями, что остались  в городе после трудовой недели, добрался до пляжа на бульваре Чикаго, где  хранилось  их спасательное  снаряжение. Так к 7-ми утра команда во главе Джеком Халтхазеном(Jack Holthusen), а также Диком Такером (Dick Tucker) 18-ти лет, Джорджем Брэндером(George Braender), Джеком Литлом(Jack Little) и Элвином Лэйком(Elvin  Lake) 20-ти лет,  была в сборе




Неоднократно, но безуспешно, они пытались спустить на воду спасательную шлюпку. Волны были настолько высоки и ударяли с такой силой, что возвращали лодку обратно к рифам. Спасатели вынуждены были отложить идею действовать сообща и решили действовать в одиночку, лишь координируя друг друга в спасательной операции. Спасшиеся, которые не были подобраны ни кораблями, ни спасательными шлюпками появились в районе Морской бухты в районе  9 утра.




Спасатель должен был подплыть к нему,  успокоить, и взять ситуацию под свой контроль. Специальными спасательными  поясами из кожи и холста они  помогали спасаемому,  подтаскивая его к берегу до тех пор,  пока  кто то другой из спасателей или добровольцев, присоединившихся к спасению,  не подхватывал его уже у самого берега…


 











Том Блейк в интервью местной газете Asbury Park сказал следующее: « В течение дня  мы несколько раз заплывали за то место, где прибой разбивался о берег и спасли  таким образом  15 человек. Многие из них  были  на грани смерти. Нужно было  добраться до людей раньше, чем  обессиленные  и подхваченные волной, они могли быть силой выброшены на берег.  В нескольких  случаях помощь такую оказать  мы не успели »




Тем временем, исполняющий обязанности капитана, Уормс, вместе с небольшой группой офицеров  оставались на борту MORRO  СASTLE, когда в час по полудни катер береговой охраны TAMPA смог взять их на буксир. Теперь MORRO  СASTLE находился под контролем Береговой Охраны, что позволило  Уормсу покинуть корабль. Катер начал медленную буксировку беспомощного и неуправляемого корабля обратно в Нью-Йорк.




Но и во второй раз, в этот поистине неудачный день, корабль не достиг цели. Погода резко ухудшилась, начался северо-западный шторм. Буксирный трос оборвался. MORRO  СASTLE начал дрейфовать под ветер, пока не оказался снесенным на мель у побережья штата Нью-Джерси, в трех десятках метрах от пляжа парка отдыха Asbury (Historic images from Asbury Park, NJ).




Это произошло в субботу, в 8 часов вечера, когда там было много народу.
Весть о трагедии уже облетела Нью-Йорк и его пригороды, а последние новости, переданные по радио, привлекли к этому необычному происшествию тысячи людей.



На следующее утро в Эшбари парке собрались тысячи американцев, все шоссе и проселочные дороги были забиты автомашинами.




По рассказам очевидцев, судно еще более двух суток продолжало дымиться и тлеть, а владельцы Asbury park взимали по 10 долларов с  любителям острых ощущений раздавали респираторные маски, фонари и пожарные сапоги, чтоб те смогли посетить сгоревший MORRO  СASTLE.




Губернатор штата Нью-Джерси вознамерился превратить остов лайнера в постоянно действующий «аттракцион ужаса». Но компания Ward Line ответила категорическим отказом.



Она предпочла продать выгоревший корпус MORRO  СASTLE, постройка которого в свое время обошлась в 5 миллионов долларов, за 33605 долларов одной балтиморской фирме на металлолом.




Следствием по делу гибели MORRO  СASTLE было установлено:  лайнер вышел из Гаваны, имея на борту 318 пассажиров и 231 члена экипажа, что из 134 погибших оказалось 103 пассажира. Помимо погибших, сотни людей, получив тяжелые ожоги, остались инвалидами на всю жизнь...
Америка была потрясена трусостью, бездарностью Уормса и подлостью Эббота. Капитан Уормс лишился судоводительской лицензии и получил два года тюрьмы. У механика Эббота отобрали диплом механика и приговорили его к четырем годам заключения.




Впервые в истории американского судоходства суд вынес приговор косвенному виновнику пожара, человеку, который не находился на корабле. Им оказался вице-президент Ward Line Генри Кабоду. Он получил год условного заключения и выплатил штраф в размере 5 тысяч долларов. По искам пострадавших  на  MORRO  СASTLE владельцы  компании выплатили 890 тысяч долларов.
Но в этой трагической истории были и свои герои - моряки пароходов MONARCH OF BERMUDA, SITY OF SAVANA и ANDREA LAKENBAСH, буксира TAMPA, катера PARAMOUNT которые спасли около 400 человек. И, конечно, главным героем описываемых событий стал радист Джордж Роджерс. В его честь мэры штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси дали роскошные банкеты. Конгресс США наградил Роджерса золотой медалью «За храбрость».
На родине героя - в небольшом городке штата Нью-Джерси Байонне - состоялся по этому случаю парад военного гарнизона штата и полиции. В 1936 году Роджерс оставил морскую службу и поселился в своем родном городе. Там ему с радостью предложили должность начальника радиомастерской в управлении городской полиции. Так бы наверное и закончилась эта история, но произошло следующее…

В июле 1953 года по подозрению в зверском убийстве 83-летнего наборщика типографии Вильяма Хаммела и его приемной дочери Эдит полицией был арестован бывший радист MORRO  СASTLE Джордж Роджерс. Герой Америки попал в следственную камеру тюрьмы. После 3 часов 20 минут совещания суд присяжных признал его виновным в убийстве и приговорил к пожизненному заключению. Но следствие не остановилось на раскрытии упомянутого двойного убиства. Совершенно неожиданно на свет стали всплывать факты, которые потрясли не только обитателей Байонна, но и все США. Оказалось, что «национальному герою» теперь приписывалось отравление капитана Уилмотта и поджог MORRO  СASTLE. Во время разбора дела, проанализировав целый ряд обстоятельств, предшествовавших пожару, опросив свидетелей и очевидцев, эксперты воссоздали картину катастрофы MORRO  СASTLE .




За час до выхода лайнера из Гаваны капитан Уилмотт, увидев начальника радиостанции несущим две бутылки с какими-то химикатами, приказал ему бросить их за борт. Полиции стало известно, что Уилмотт и Роджерс давно враждовали. Факт отравления капитана не вызвал у экспертов сомнения, хотя прямых улик и не было (труп во время пожара сгорел).




Эксперты по вопросам судостроения и химики предположили, что Роджерс поджег судно с помощью бомб замедленного действия в двух или трех местах. Он отключил автоматическую систему пожароопределения и пустил газолин из цистерны аварийного дизель-генератора с верхней палубы на нижние. Вот почему пламя распространялось сверху вниз. Он также учел место хранения сигнальных фальшфейеров и ракет. Этим объяснялось быстрое распространение огня на шлюпочной палубе. Схема поджога была продумана профессионально, со знанием дела...

10 января 1958 года Роджерс скончался в тюрьме от инфаркта миокарда.

***

По материалам :

Ward Line
The Morro Castle ( прошу прощения, если мой перевод окажется не совсем верным где то-)…принимаю любые уточнения и поправки-)
Энциклопедия кораблей

и др.


лайнер, МORRO CASTLE, история, трагедия, США, круиз

Previous post Next post
Up