7 мая 1915 года огромный четырехтрубный английский пассажирский корабль ЛУЗИТАНИЯ, который совершал обычный по расписанию рейс Нью-Йорк - Ливерпуль, был внезапно атакован немецкой подводной лодкой U-20 недалеко от южного берега Ирландии. Через восемнадцать минут после взрыва ЛУЗИТАНИЯ полностью погрузилась в воду. Из 1959 человек, находившихся на борту , погибло 1198. По официальному заявлению представителей британского правительства, на борту пассажирского корабля не было вооружения, боеприпасов и военных моряков. Гибель ЛУЗИТАНИИ назвали одним из самых трагических событий первой мировой войны.
В конце 19-го века в Германии был принят закон Бисмарка, согласно которому судоходные компании, обслуживающие колониальные линии, стали получать большие государственные субсидии.Пользуясь благоприятной ситуацией и имея огромную поддержку со стороны правительства, германские монополисты спустили на воду скоростные лайнеры, которые один за другим становились обладателями Голубой ленты Атлантики: ДОЙЧЛАНД, КРОНПРИНЦ ВИЛЬГЕЛЬМ, КАЙЗЕР ВИЛЬГЕЛЬМ ВТОРОЙ.
___
Голубая лента Атлантики - переходящий приз, присуждаемый океанским лайнерам за рекорд скорости при пересечении Северной Атлантики. До 1934 года приз являлся условным, и представлял собой вымпел в виде голубой ленты (откуда - название), который имело право поднимать на мачте судно-рекордсмен. В том же году был создан международный комитет для определения первого места по скорости пересечения Атлантики До этого года материального приза Голубая лента Атлантики не существовало. Со времён
Самуэля Кунарда он являлся условным символом превосходства судна в скорости. В год образования международного комитета Голубой ленты англичанин Гарольд Хейз заказал за свой счёт модельщику-ювелиру серебряную фигуру, которая должна была символизировать приз Голубая лента Атлантики.
Кубок был изготовлен в следующем году.
___
Англия не могла оставить без внимания успехи конкурентов. Когда наступление германских трансатлантических компаний стало особенно явным, английское правительство приняло решение о создании новых лайнеров-гигантов, которые бы отобрали у немцев Голубую ленту Атлантики.
Особые надежды правительством Англии возлагались на то, что новые корабли могли быть военными. Оно брало на себя обязательства оплатить фирме
Cunard Line постройку двух судов на следующих условиях:
-строительная стоимость двух судов, названные впоследствии МАВРИТАНИЯ и ЛУЗИТАНИЯ не должна была превышать 2 600 тысяч фунтов стерлингов;
-суда должны были быть быстроходны (скорость не менее 24,5 узла);
-на лайнерах, в случае необходимости, должны быть установлено двенадцать 6-дюймовых скорострельных пушек;
-машинное отделение должно быть расположено ниже ватерлинии и защищено по бортам угольными бункерами.
-ни один из руководящих постов компании
Cunard Line не могли занимать иностранные подданные.
Наиболее значительным новшеством, внедренным на ЛУЗИТАНИИ, была замена обычных поршневых машин паровыми турбинами.
Лайнер имел шесть турбин и четыре гребных винта.
Крайние винты приводились во вращение двумя турбинами высокого давления, средние - двумя турбинами низкого давления. Благодаря этим гигантским турбинам общей мощностью 70 тысяч лошадиных сил ЛУЗИТАНИЯ развивала скорость в 25 узлов. Трансатлантический лайнер ЛУЗИТАНИЯ ,получил в 1907 году право называться самым быстрым пароходом в мире. Корабль пересек Атлантический океан за 4 дня 19 часов и 52 минуты, получив приз скорости - Голубую ленту Атлантики.
Хорошо известен следующий случай из истории корабля. В начале Первой мировой войны ЛУЗИТАНИЮ пытался захватить германский крейсер, он уже и приказ по радио передал: «Корабль захвачен, следуйте за мной». На эту команду капитан ЛУЗИТАНИИ ответил очень простым действием - он развил максимальную скорость (27 узлов), ушел от крейсера, и тот вскоре потерял трансатлантический лайнер из виду.
Лузитания могла принять на борт 2600 пассажиров, каждую прихоть которых выполняла команда из 700 человек. Каюты люкс могли похвастать гостиной, столовой, двумя спальнями и ванной комнатой, отделанной ценными породами дерева.
Салоны кают класса люкс также отличались убранством и дорогой отделкой. Тяжелые вельветовые занавеси обрамляли окна. Стены,колонны, проемы между помещениями и в залах были отделаны деревом, на полах -ковры.
Арочные дверные проемы, канделябры, инкрустации из красного дерева, дамасские диваны, глубокие и удобные кресла, висячие зимние сады и пальмы в кадках
- все это создавало элегантную и близкую к домашней атмосферу.
С свода обеденного слона 1-го класса украшенном в стиле Людовика 16-го улыбались девять нарисованных муз.
К услугам пассажиров были детская комната, диетическая кухня для младенцев, лазарет с доктором и нянечками, а также лифты, помещения для собак и других домашних животных, телефоны и электрические сигнальные лампочки, а также помещения для горничных и слуг.
Салоны для кают классом ниже, как и сами каюты, были выполнены в более скромно..
но не теряли от этого в удобстве и комфорте.
Салоны столовые для кают 3-го класса и персонала
ЛУЗИТАНИЯ могла похвастать и другими новшествами, например, электрическим управлением рулевого устройства, дистанционным закрытием
водонепроницаемых дверей, автоматической пожарной сигнализацией и электроприводом шлюпбалок для быстрого спуска спасательных шлюпок.
ЛУЗИТАНИЯ, имея двойное дно и надежные водонепроницаемые отсеки, считалась непотопляемой...Она была гордостью английской пароходной компании Cunard Line. Спущенная на воду в 1907 году, когда германские трансатлантические компании были особенно активны и вели борьбу за место под солнцем, она должна была напомнить всем, что Великобритания по-прежнему остается владычицей морей. Не без основания немецкие трансатлантические компании видели в ЛУЗИТАНИИ мощного соперника. Кроме этого, не раз германские власти обвиняли британское правительство в использовании лайнера для перевозки через Атлантику оружия и другой конрабанды. Здесь ясно видно- экономические и политические интересы германской верхушки совпадали и не удивительно, что на ЛУЗИТАНИЮ была устроена настоящая охота. Об опасности знали многие, но мало кто верил, что цивилизованная страна сможет без предупреждения напастьна пассажиский пароход.
17 апреля 1915 года ЛУЗИТАНИЯ покинула Ливерпуль и отправилась в свое 201-е транатлантическое путешествие, прибыв в Нью-Йорк 24 апреля.
Нельзя утвержать, что те, кто собирался отправиться в обратный путь на ЛУЗИТАНИИ, не знал и не подозревал об опасности, которая подстерегала лайнер у родных берегов. Посольство Германии решило предупредить пассажиров перед их следующим рейсом, чтобы те не плыли на ЛУЗИТАНИИ. Предупреждение было напечатано в 50 американских газетах, в том числе и Нью-Йоркских. Предостережения не возымели должного действия. Владельцы Cunard Line и капитан Уильям Тернер, один из самых знаменитых капитанов в Северной Атлантике, были спокойны и уверены в своем корабле.
1 мая 1915 года на пирсе № 54 в Нью-Йорке было оживленно и достаточно многолюдно.
Изестный меценат и филантроп Альфред Вандербильт прибыл сюда же на своем автомобиле...Он, в числе других пассажиров, готов отправиться в последний рейс ЛУЗИТАНИИ- Нью-Йорк-Ливерпуль...
В полдень на сигнальных фалах с мостика был поднят лоцманский флаг, а над узким кормовым мостиком-американский флаг. В трюме взревели 4 паровые турбины. В 12-30 ЛУЗИТАНИЯ была отведена от причала.
Три буксира тянули трансатлантический лайнер, пока не развернули его в нужном направлении. Отплытие ЛУЗИТАНИИ всегда было великолепным зрелищем
и проходило при большом скоплении народа на причaле. Так началось последнее плавание этого гигантского, длиной 240 метров, лайнера.
Итак, ЛУЗИТАНИЯ отправилась в рейс 1 мая, а накануне в предрассветный час покинула свой причал в Эмдене немецкая лодка U-20. Перед тридцатидвухлетним командиром лодки Швигером была поставлена конкретная задача: топить любое транспортное судно неприятеля.
5 и 6 мая U-20 потопила три судна и Королевский Военно-морской флот разослал на все британские суда предупреждение: Подводные лодки активны у южного берега Ирландии.
Капитер Тернер дважды получил это сообщение и принял меры предосторожности: были закрыты водонепроницаемые двери, "зашторены" все иллюминаторы, удвоено количество наблюдателей, все шлюпки были насчехлены и "вывалены" за борт, для ускорения эвакуации в случае опасности. 7 мая был скорректирован курс. Ожидалось что подлодки будут в открытом море и не подойдут со стороны берега.
ЛУЗИТАНИЯ была приблизительно в 30 милях от Ирландии, когда она столкнулась с туманоми уменьшила скорость до 18 узлов. Для командира подводной лодки U-20 это было настоящим подарком. Впередсмотрящий на баке ЛУЗИТАНИЯ матрос Лесли Мортон заметил с правого борта предательскую белую полоску в воде, устремленную к судну. Он крикнул на мостик в мегафон: Торпеды с правого борта! Капитан Тернер успел сделать только один шаг к середине мостика, где стоял рулевой, как корабль потряс взрыв. Судно сразу же стало крениться на правый борт и одновременно погружаться носом.
Палуба, казалось, приподнялась под ногами и снова осела. Наружу с шумом вырвался столб воды и пара вместе с кусками угля, обломками дерева и стальными осколками. Взметнувшись вверх выше радиорубки на 160 футов, они затем лавиной обрушились на верхнюю палубу.
Королева скорости как бы споткнулась и накренилась. Но за счет колоссальной инерции она еще продолжала двигаться вперед, однако мерцание ламп уже указывало, что ее генераторы грозят остановиться. Капитан Тернэр рассчитывал выбросить судно на отмель близ мыса Кинсэйл. Он очень полагался на отменные мореходные качества ЛУЗИТАНИИ и надеялся продержаться на плаву не менее часа. Однако в действительности дело обстояло намного хуже: взрыв разрушил паровую турбину и перебил главную паровую магистраль. Когда пароход стал валиться на правый бок, то его 20-метровые трубы обрушились на палубу и в воду, убивая людей, соскальзывающих с парохода в море.
Судовой радист Роберт Лейт успел подать в эфир сигнал бедствия, но SOS прозвучал только четыре раза, так как с остановкой динамо-машины подача электроэнергии в радиорубку прекратилась.
Несколько мгновений после взрыва в машинном отделении ЛУЗИТАНИИ стоял неимоверный грохот: получившая сильные разрушения паровая турбина не была вовремя остановлена. Эти звуки заглушались свистом и шипением вырвавшегося на волю пара (главная паровая магистраль была перебита).
Никто на ЛУЗИТАНИИ не мог с уверенностью сказать, какие разрушения причинила торпеда. Пассажиров оглушил взрыв, за ним последовал второй - еще более страшный. Об этом втором взрыве историки спорят до сих пор. Капитан-лейтенант Швингер, который командовал немецкой подводной лодкой, категорически отрицал запуск второй торпеды. Поэтому немцы объясняют второй взрыв детонацией взрывчатых веществ и утверждают, что взрывчатка была тайно погружена на борт пассажирского парохода, чтобы доставить ее в воюющую с Германией Англию. А комфортабельный лайнер был только прикрытием в целях такой маскировки.
Все шлюпки спустить на воду! Сначала женщины и дети! - раздалась команда. В суматохе при спуске двух шлюпок офицеры допустили непоправимую ошибку. Они не учли, что судно еще продолжает двигаться вперед по инерции, и, как только шлюпки коснулись воды, их развернуло, с силой ударило о стальной борт лайнера и опрокинуло. Большинство людей, находившихся в них, оказалось в воде...Крен быстро увеличивался. Через семь минут после попадания торпеды он достиг 30 градусов. Из-за этого шлюпки левого борта завалились на палубу, и их невозможно было передвинуть и опустить на шлюпбалках на воду. Посадка с нижних палуб в шлюпки с правого борта практически была исключена: шлюпки висели на талях отвесно, а с увеличивающимся креном борт у ватерлинии уходил от них все дальше и дальше...
Прошло 18 минут. LUSITANIA стала быстро крениться на правый борт. Сотни людей, как горох, посыпались с палуб в воду. Сверху на них одна за другой стали рушиться двадцатиметровые трубы. Носовая часть корпуса наполовину скрылась под водой. Гигантское судно вздрогнуло последний раз, перевернулось блестящим черным килем, задрало на 70 метров вверх корму и через несколько секунд скрылось в свинцовых водах Атлантики. На поверхности океана осталось несколько переполненных людьми шлюпок, деревянные обломки и те, кто умел плавать или кому достался спасательный нагрудник... Большинство пассажиров 3-го класса было заживо погребено в своих каютах.
Из 1959 находившихся на борту ЛУЗИТИНИИ погибли 1198, включая 785 пассажиров. Из 159 американских граждан погибли 124. Из 129 детей погибли 94, в их число входит 35 младенцев, которые почти все (кроме четырех) погибли.
Погибли известный американский писатель Форман, английский режиссер Фрохман, драматург Клейн, английский океанограф Стэкхауз, американский миллиардер Альфред Вандербильт...
Консул Фрост, потрясенный произошедшим и увиденным в Квинстауне, докладывал: «Этой ночью при свете газовых фонарей мы увидели жуткую череду спасательных судов, выгружающих живых и мертвых. Суда начали подходить около 8 часов и продолжали прибывать с небольшими интервалами почти до 11 часов ночи. Судно за судном появлялось из темноты, и временами можно было различить два или три из них, ожидающих своей очереди в облачной ночи, чтобы выгрузить покрытых синяками содрогающихся женщин, искалеченных и полуодетых мужчин, маленьких детей с широко открытыми глазами, число которых было незначительным...»
Тела были свалены на пирсе ирландского города Квинстауна.
При мерцающем свете керосиновых ламп мужчины и женщины искали среди мертвецов своих близких.
Добровольцы переносили во временные морги неопознанные тела....По окончании опознания было проведено отпевание погибших..
которых позже похоронили в трех общих могилах.
Когда через 6 дней U-20 вернулась в Вильгельмсхафен, Швигера встретили со всех сторон поздравлениями. О погибших не думал никто. В Германии в то время издалась и была популярна открытка о потоплении ЛУЗИТАНИИ
Но вскоре восторги официальных кругов Германии сменились неудовольствием. По Англии прокатилась волна недовольства.
Иногда с виду мирные митинги превращались в настоящие погромы лавок и магазинов, владельцами которых были немцы.
Бывший президент США Теодор Рузвельт расценил эту атаку как «пиратство, превосходящее по масштабам любое убийство, когда-либо совершавшееся в старые пиратские времена». Британское правосудие возложило всю вину за трагедию на командира субмарины.
Однако германское правительство обвиняло британских чиновников в использовании лайнера в незаконных военных целях - что, тем не менее, им никогда не удалось доказать.Позже некоторые аналитики обвинили в разработке этого плана Уинстона Черчилля....
Версий, предположений много. История гибели великолепного лайнера, обладателя Голубой Ленты Атлантики, полна загадок и неясностей, многие ее подробности неизвестны и сегодня, и, можно предположить, так и не станут известны никогда...
Сегодня напоминанием о той трагедии служит только фарфоровый чайник, поднятый с затопленной ЛУЗИТАНИИ одной из нескольких исследовательских экспедиций снаряженных для выявления причин второго взрыва
да мемориал всем погибшим в этой трагедии начала 20-го века...
P.S.
Странные происходят иногда случаи. В 1927 году во время сильного шторма в Атлантике затонул лайнер «Келтик». Среди спасенных оказалась пожилая англичанка миссис Муррей. Журналисты, писавшие об этой катастрофе, с удивлением узнали, что в 1915 году миссис Муррей была в числе пассажиров, спасенных с парохода «Лузитания». Еще больше изумились газетчики, когда узнали, что миссис Муррей была и в списке пассажиров, благополучно переживших гибель «Титаника». Хрупкая леди трижды попадала в самые крупные катастрофы XX века и вышла из них, как говорится, «сухой из воды». И каждый раз в Атлантике!
Составлено по материалам
www.infoflotforum.ru и различным статьям из сети
фотоматериалы утройства ЛУЗИТАНИИ также из сети, a по жертвам и событиям после трагедии - по материалам
humus