Покровский собор на Красной площади.

Oct 14, 2016 13:20

Сегодня - праздник Покрова Божией Матери. А какой у нас самый известный Покровский собор?
Конечно, вот этот


Кажется, мы знаем о нем всё, но это лишь на первый взгляд.

Начну с того, что в шестнадцатом веке этот храм был известен как Иерусалимский, поскольку символизировал собой Небесный Иерусалим.
Для человека того времени были совершенно естественными параллели между взятием Иерусалима и Казани, а так же переносом Иерусалима Небесного в столицу Московского царства.


Собор одновременно  стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, являя  архитектурный образ библейского Нового Иерусалима - Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились - он сам был иконой, запечатленной в камне.
При этом в храме шестнадцатого века было другое число куполов, да и цветовое решение сильно отличалось от привычного нам.
Куполов было 25 - один центральный и 24 вокруг. Они символизировали 24 старцев Апокалипсиса, воссевших вокруг Престола господня. Купола были золотыми, а сам храм - бело- красным.
Идея сама по себе была очевидно эсхатологической - Иван Грозный верил в скорый конец света, готовился к нему сам и готовил подданнных.
Да и правда, какое движение истории могло быть после взятия Казанского ханства?

В композиции Покровского собора можно проследить развитие  этого сюжета: от Входа Господня в Иерусалим, где Он совершил свой искупительный Подвиг к Им основанной Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы, и только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы - в Небесный Иерусалим.
При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы - создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а "есть только Престол Его"). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном - Лобное место, наосом - само пространство площади, входом - Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо.


( Покровский собор в начале семнадцатого века)
В семнадцатом веке  при Романовых собор был перестроен, изменилось и количество куполов и их окраска. Её символика и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель и по совместительству заведующий Оружейной палатой А.В. Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрей Юродивого (Константинопольского) - святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты»
Тот облик собора, к которому мы привыкли сложился к 1683 году ( есть сведения о выплатах мастерам, делавшим изразцы).
Этот период в архитектуре принято называть "нарышкинским барокко" ( хотя, конечно, барокко в полном смысле слова он не является)

Можно сказать, что от  архитектуры XVI в. его отличает гораздо бОльшая, иногда просто сбивающая с ног энергетика ( как пишут искусствоведы "пронизывающая вертикальная энергия"), устремленность вверх, к небесам. Все то, что позднее выразится в знаменитых строках Тредиаковского:
Вонми, о! небо, и реку,
Земля да слышит уст глаголы:
Как дождь я словом потеку;
И снидут, как роса к цветку,
Мои вещания на долы.

Для  строений этого стиля характерны  внутренняя напряженность, разнородность структуры и декоративной отделки. В них присутствуют черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, слившиеся с традициями русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры.

В нашем случае мастера, ремонтировавшие и перестраивавшие собор шестнадцатого века с одной стороны крайне бережно отнеслись к архитектурному замыслу предшественников, а с другой - кардинально изменили его эстетику и ментальный  посыл.
Не ожидание конца света, а насаждение райского сада стало смысловой доминантой этого храма.
Таким он и пережил века.
Вся Россия -наш сад...(с)


( Джакомо Кваренги. Покровский собор и Спасская башня в Москве)

Previous post Next post
Up