Философский концепт "образ"

Jul 23, 2010 21:37

В весьма давние времена я оспаривал правильность введения в философское суждение неразлагаемого (моничного) концепта "образ". Написал на эту тему текст "Феноменология образа", который только что чуть улучшил (т.е. поредактировал).

Для примера приведу фрагмент данного рассуждения:

Наблюдение внешнего мира представляет собой, конечно же, не только наблюдение приходящей с внешней стороны стимуляции, но и наблюдение своей способности понимать (видеть, чувствовать) положение вещей. В ситуации сна никогда не бывает достаточно часто, а практически - почти всегда - сопровождающей коллизию нашей способности “думать задним умом”. Когда мы заняты когнитивной деятельностью, в нас всегда действует и наш аппарат обработки информации, в котором реализована важнейшая его составляющая - компаративный механизм. Во сне любые наши реакции “окончательны”. Сон является реальностью только для такого в действительности наивного сознания, которое не осознает себя на положении думающего существа. Если человек внушил себе или просто не осознает деавтоматизма присущей ему когнитивной способности, то он в действительности не видит различия между разными возможностями извлечения данных.

Идеализм, предметно не изучая проблему сна, фактически закрывает глаза на такую важную возможность человеческой психики как восприятие когнитивной ситуации. И в этом заключен еще один порок модели “образ”; она не позволяет рассматривать реально весьма важную в человеческом мышлении модель “раздвоения ситуации”. Человек понимает ситуацию своего восприятия, с одной стороны, моментом подачи неких стимулов на рецепторные входы его психики, и, с другой, ситуацией мобилизованности его когнитивного механизма. Видя когнитивную ситуацию редуцированной до состояния “образа” мы фактически наблюдаем часто только мнимые “автоматизмы” реакций на внешнее воздействие.

сознание, психика, философия

Previous post Next post
Up