В весьма давние времена я оспаривал правильность введения в философское суждение неразлагаемого (моничного) концепта "образ". Написал на эту тему текст
"Феноменология образа", который только что чуть улучшил (т.е. поредактировал).
Для примера приведу фрагмент данного рассуждения:
Наблюдение внешнего мира представляет собой, конечно же, не только наблюдение приходящей с внешней стороны стимуляции, но и наблюдение своей способности понимать (видеть, чувствовать) положение вещей. В ситуации сна никогда не бывает достаточно часто, а практически - почти всегда - сопровождающей коллизию нашей способности “думать задним умом”. Когда мы заняты когнитивной деятельностью, в нас всегда действует и наш аппарат обработки информации, в котором реализована важнейшая его составляющая - компаративный механизм. Во сне любые наши реакции “окончательны”. Сон является реальностью только для такого в действительности наивного сознания, которое не осознает себя на положении думающего существа. Если человек внушил себе или просто не осознает деавтоматизма присущей ему когнитивной способности, то он в действительности не видит различия между разными возможностями извлечения данных.
Идеализм, предметно не изучая проблему сна, фактически закрывает глаза на такую важную возможность человеческой психики как восприятие когнитивной ситуации. И в этом заключен еще один порок модели “образ”; она не позволяет рассматривать реально весьма важную в человеческом мышлении модель “раздвоения ситуации”. Человек понимает ситуацию своего восприятия, с одной стороны, моментом подачи неких стимулов на рецепторные входы его психики, и, с другой, ситуацией мобилизованности его когнитивного механизма. Видя когнитивную ситуацию редуцированной до состояния “образа” мы фактически наблюдаем часто только мнимые “автоматизмы” реакций на внешнее воздействие.