"Жюльетта понурилась и уткнулась в лежащее перед ней открытое досье; в горле стоял комок. В последнее время у нее было чувство, что жизнь ускользает от нее, убегает, что тысячи песчинок, соскальзывая с почти незаметного склона, уносят с собой тысячи образов, красок, запахов, царапин и нежных поглаживаний, сотни мелких разочарований и столько же, наверное, утешений...".
"Какой дурак. Ничего не понял. Она, впрочем, тоже. Наверное, это входит в пресловутый удел человеческий, выдается нам всем при рождении: мы закупорены и, по сути, непроницаемы для чужих эмоций, не способны истолковать жесты, взгляды, умолчания, обречены объясняться, тяжко, старательно, словами, всегда говорящими не совсем то."
(с) Кристин Фере-Флери, "Девушка, которая читала в метро"
Положительные отзывы от очень разных людей и предполагаемая тема "про книжки" сыграли свою роль: оторвавшись от другого чтения, взялась за "Девушку". Благо, история короткая, меньше двухсот страниц, читается за несколько часов. Однако определение "прелестная сказка" на обложке, как оказалось, не имеет к книжке никакого отношения.
Это грустная, мрачная и нервная книжка. На маленький объем -- целых две смерти. А кажущийся хэппи-энд вовсе таковым не выглядит. Он выглядит отчаянным порывом в никуда. Безысходностью, а не воплощением мечты. Потому что мечты -- нет. Героиня, Жюльетта (кстати, автор даже не дает нам ее портрета -- а мне всегда интересно, как выглядят в глазах сочинителя его герои) работает в агентстве недвижимости, каждый день ездит в метро по одному и тому же маршруту и поглядывает на соседей, которые читают. Она не мечтательница, нет -- просто закрытый человек, не слишком любящий собственную жизнь и сложно сходящийся с людьми. Однажды Жюльетта выйдет не на своей станции (специально, чтобы хоть что-то изменить) и случайно забредет в дом, набитый книгами, где живет нелюдимый -- как и она сама -- Солиман с маленькой дочкой Заидой. И в итоге останется там навсегда. Просто потому что события понесли ее в этом направлении.
Никаких "волшебных приключений", обещанных нам, с героиней не произойдет. Не изменится и она сама. Возможно, если бы автор захотел углубиться в любовную линию, намеченную пунктиром, было бы интереснее, ярче. А идея раздавать книги людям, чтобы делать их счастливее (этим занимаются приходящие к Солиману "передатчики", каковым пытается стать и Жюльетта), занятная, но мне кажется несколько притянутой за уши. Тем более что и она обозначена пунктиром -- вроде бы озвучена, но не расписана. Вообще ощущение, что это не полноценный роман, а некий эскиз, где сошлось много тем, много размышлений, порой весьма ценных, но автор не захотела ими заниматься и оставила как есть, прикрутив кусочки друг к другу.
Правда, от "Девушки" есть чисто практическая польза: тут очень много названий книг. И кое-какие меня заинтересовали)) Внесла их в список желаемого для прочтения.
Пожалела ли я, что взялась за эту книжку? Нет. Мне было любопытно. Буду ли рекомендовать? А вот в этом сомневаюсь. После прочтения остается грустное, даже тяжелое послевкусие.
А вот читать в метро я очень люблю))