ЖЖ напомнил, что «этот пост был опубликован 1 год назад»:
Таким восторженным было то, прошлое, ястребиное лето! Сначала мы осознали и на базе персональных наблюдений убедились, что в нашем лесопарке уже как минимум пару лет живёт пара ястребов (самых крупных, тетеревятников), и у них есть целое гнездо. В районе Солнцестояния молодые ястребы поспели - и гордо встали на краю гнезда, внимательно озирая окрестности, пробуя мир на вкус, как поле для полёта и прочей деятельности. В последующие дни они стали перескакивать с ветки на ветку, постепенно расширяя радиус, затем принялись летать по всей территории парка, оглашая окрестности - еще не взрослым, но пронзительным, «я-есть» - клёкотом. Иногда, сидя на ветках сосен, они молча качались вместе с деревьями. Как большие серо-бурые груши с пестринами.
Их было трое, и они отличались друг от друга и размером, и характером, и узором звучания. Самый крупный - скорее всего самка - был криклив, с металлическим призвуком. Самый маленький - самец - был и самым молчаливым. С ним у нас однажды произошла интересная встреча. Я пригласила дочку прогуляться по парку, «посмотреть наших тетеревятничков». Обычно мы наблюдали их издали, но в этот раз небольшой бурый ястреб, как будто специально!, пролетел совсем рядом и низенько - вдоль канавы. Потом уселся на невысокую ветку, обернулся, посмотрел на нас, раскрыл хвост, покрасовался - и полетел вглубь парка.
Особым присутствием был наполнен наш парк прошлым летом, это прямо ощущалось в воздухе. Вороны, вырастив своих птенцов, улетели прочь. Шутка ли дело - целых пять серьезных ястребов! Слово «ястреб» восходит к праславянской форме, которая значит «быстрый и пёстрый». Именно такой элемент и был разлит щедро в самой атмосфере парка. Будоражащий элемент.
К зиме молодые ястребы были оттеснены взрослыми в часть парка, противоположную гнездовому участку. Их нередко можно было видеть втроем - значит, продолжали держаться друг друга.
В конце января пара взрослых ястребов затоковала возле гнезда. Примерно в это же время молодые птицы из парка исчезли. По наблюдениям орнитологов, у тетеревятников родители прогоняют «бывших детей» с приближением нового гнездового сезона. Так что наши молодые ястребы были вынуждены покинуть родной лесопарк в поисках своего места для жизни, и я не знаю их дальнейшей судьбы.
Ну а наши старые знакомые, богатырский красавец-ястреб и матушка-ястребиня, зашли на новый круг и занялись обустройством дома для очередного выводка. Всю весну был слышен их клёкот. До середины мая, пока не разрослась трава, в области гнездового участка можно было найти следы ястребиной деятельности по выращиванию потомства - кучки перьев и кости. Под самим гнездовым деревом висел остов вороны. Был замечен и вовсе экзотический трофей - вальдшнеп (лесной кулик). Видимо, затесался пролётный.
Дело вроде бы шло свои чередом. Вечерами было видно, как в гнезде стоит большая птица - охраняет, бдит. Уже слышался писк маленьких ястребов...
А потом всё прекратилось. Сначала исчез клёкот. Ястребы не кричат просто так и когда они поодиночке: их клёкот - переговорный процесс. Уже тогда вкрались мысли о том, что что-то неладно. Ястребы не вылетали навстречу при приближении к участку с гнездом, как в прошлом году, а при взгляде на последнее возникало тягучее ощущение пустоты.
В районе Солнцестояния я наведалась к гнезду - потому что еще оставалась надежда. Но ничего не произошло - ни в то время, когда всё уже происходило прошлым летом, ни на неделю, две, три позже. Никто не встал на край гнезда, издавая пронзительные звуки, всматриваясь в мир. Никто не прыгал по веткам, не оглашал парк резкими криками особой частоты. Гнездо не демонстрировало признаков жизни. Только однажды, после сильного дождя, мы увидели, как из него поднимается в солнечном свете то ли пар, то ли дым...
Мне сложно судить, что произошло. То ли что-то случилось с одним из ястребов - а второй просто физически не смог уследить за гнездом и оно было разорено воронами. То ли что-то еще. Причин может быть немало. У природы суровая поступь. «It's biology», как говорит мой руководитель.
Предваряя вопросы: как минимум один из взрослых ястребов жив. Видели, как он - судя по размеру, всё же она - охотится. На прошлой неделе я наблюдала ястреба, кружащего над деревьями в другой части парка, не там, где гнездо. Был слышен и клёкот. Только я не разобрала, ястребиный ли (как выяснилось, могут быть варианты). Но силуэт явно принадлежал «Самому лучшему».
Это лето не стало летом ястребов. Но... по части клёкота и переговоров наш парк всё равно оказался богат. И герой этого лета - чеглок! Да-да, тот самый маленький чёрно-белый сокол, очень говорливый и проворный,
которого я встретила в начале прошлого сентября и с которым очень продуктивно пообщалась.
Я думала, что это была пролётная стая. Но нет: они живут и гнездятся у нас в парке. Как минимум одна семья. Недавно засекла чеглока, пролетающего мимо наших окон: чёрная голова, белые щеки, «усы», в когтях - добыча. Вчера видели гнездо - и двух разговорчивых соколков, носящихся вокруг. С криками, напоминающими гудок детского велосипеда. Бодрые, бдительные, быстрые.
А на обратном пути, уже на подходе к дому, видели, как над пустырем парят, играя друг с другом, пустельга и ворона. Межвидовое взаимодействие может быть не только агрессивным.
... Жизнь продолжается.