XXII век.
- Мир не может быть построен так, как вы мне сейчас рассказали, - говорит абориген. - Такой мир может быть только придуман. Боюсь, друг мой, вы живете в мире, который кто-то придумал - до вас и без вас, - а вы не догадываетесь об этом…
АБС, «Белый ферзь», ненаписанный роман
- Мы довольно быстро поняли, что тот мир, который мы описываем, Мир Полудня, практически недостижим. В наше время он недостижим вообще. Может быть, в будущем, когда (и если) создана будет и практически освоена Высокая система воспитания (способная каждого человеческого детёныша превратить в творческую личность), когда и если человечество почувствует потребность в такой системе воспитания (как в свое время оно ощутило необходимость поголовной грамотности), несколько поколений спустя, состоится переход к Миру Полудня. Сейчас же это никак теоретически не обоснованное (и не способное быть обоснованным) общественное устройство - Мир-в-котором-нам-хотелось-бы-жить. И не более того.
OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Вы уж простите меня за романтику. Но ведь должны же быть в мире ребята, для которых не всё ещё потеряно, которым ещё не поздно начинать.
И мне хочется думать, что эти книги вполне могут помочь им вырасти не в поколение потребителей, ограниченных размышлениями о том, как бы урвать себе кусок побольше, а в личностей, обладающих достаточной мерой абстракции, чтобы подумать о судьбе человечества - пожалуй, и в XXII веке тоже.