Вольные размышления о рамках, в которые мы и общество себя загоняем.
Сделаны на почве наблюдения за ЛГБТ, но применимы к любому «меньшинству».
1. СИНДРОМ ЖЕЛТЫХ БОТИНОК
Суть: ты принадлежишь к группе, о которой существует отрицательный стереотип, и подтверждаешь его.
В ЧЕМ ЗАСАДА ДЛЯ ТОГО, КТО ВНУТРИ. Тебя будут постоянно клевать «свои» - за то, что ты очерняешь их в глазах тех, кто к группе не принадлежит. Дополнительная засада: не всегда в твоих силах перестать подтверждать стереотип.
ПРИМЕР. Положим, возник стереотип, будто все геи носят желтые ботинки. Песню «Браво» запрещают. Гетеросексуалы начнут высмеивать гетеросексуалов, которые носят желтые ботинки. Гомосексуалы начнут реже носить желтые ботинки и оправдываться: «На самом деле мы не все носим желтые ботинки». Разумеется, это так. Что до геев, которые продолжают носить желтые ботинки. Гетеросексуалы, встречая таковых, будут полагать, что - таки да, ВСЕ ГЕИ носят желтые ботинки, я, кстати, видел одного такого. Гомосексуалы (не все, но многие) будут говорить: «Зачем ты носишь желтые ботинки? Зачем нарываешься? Из-за тебя про нас всех будут думать, что мы все такие». А человек просто любит желтые ботинки, и все.
(А если речь идет не о ботинках, а о лопоухости, ты реально не можешь перестать. Ты можешь разве что приклеить уши скотчем к голове или сделать пластическую операцию.)
ВОЗМОЖНОЕ РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ. Если ты принимаешь навязанные извне правила игры и перестаешь подтверждать стереотип, ты убиваешь часть себя. Если не перестаешь подтверждать стереотип, «свои» продолжат тебя клевать и от тебя открещиваться.
ВЫВОД И ВЫХОД. Если я люблю носить желтые ботинки, это ни о чем не говорит. Не нужно обращать внимание на упреки «своих» о том, что ты подтверждаешь отрицательный стереотип и тем очерняешь всю группу. Геи имеют право быть манерными. Лесбиянки - мужиковатыми. Бисексуалки - ветреными и непостоянными. Евреи - хитрыми и расчетливыми. И так далее. Каждый отвечает за себя, и только.
2. СИНДРОМ АНГЕЛА (в который входит синдром желтых ботинок)
СУТЬ: те, кто не принадлежит к твоей группе, говорят, что будут считаться с твоим мнением и слушать тебя, только если ты будешь соответствовать их представлениям.
В ЧЕМ ЗАСАДА ДЛЯ ТОГО, КТО ВНУТРИ: поскольку представления об идеальности у всех разные и поскольку никто не обязан быть ангелом, тебе отказывают в праве на голос, и ты никогда не будешь услышан, потому что ты никогда не будешь достаточно хорош.
ПРИМЕР. Ты - лесбиянка. Ты пытаешься донести до людей мысль. Люди тебя не слушают. Первый говорит, что ты отвратительная, страшная, не следишь за собой, не красишься. Второй говорит, что ты не женственная, носишь уродскую одежду, похожую на мешок, и никаких платьев. Третий говорит, что у тебя некрасивая стрижка и грязная голова. Четвертый говорит, что ты стала лесбиянкой, потому что тебя никто не захотел ебать. (При этом твою мысль никто не слушает, на твои слова не обращает внимания.) Когда ты не выдерживаешь и повышаешь голос, все эти люди радостно сообщают: мы так и знали, что ты бешеная тупая недотраханная истеричка. Они так и знали, что все лесбиянки такие. И да, тебя по-прежнему не слушают.
ВОЗМОЖНОЕ РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ. Чтобы тебя начали слушать, ты подстраиваешься под требования людей, реальные и гипотетические. Ты надеваешь юбку и становишься безукоризненно терпеливой и вежливой, как облако в штанах юбке. Ты запрещаешь себе раздражаться на людей, потому что они могут подумать о тебе плохо и перенести отношение к тебе на группу, к которой ты принадлежишь. Но ничего не получается, потому что - см. выше «засада для того, кто внутри». Мало того - ты можешь начать клевать тех членов своей группы, которые не стремятся быть ангелами.
ВЫВОД И ВЫХОД. Право человека на собственное достоинство и право быть услышанным - неотъемлемые права. Они не должны зависеть ни от каких условий.
Никто не обязан быть идеальным, чтоб иметь право высказаться. Никто не обязан соответствовать чужим требованиям, чтоб к нему прислушивались. Никто не обязан стать ангелом и только потом говорить - на основании того, что он стал идеален и заслужил право голоса. Никто.