Все, что вы хотели знать о дистанционном образовании, или вся правда про УНИК

Jul 04, 2013 01:47

Этот пост я пишу по нескольким причинам.
Мне будет интересно его перечитать лет через пять.
Другим студентам, с которыми мне повезло учиться, тоже будет интересно его прочесть и улыбнуться на некоторых абзацах.
А еще иногда я получаю вопросы от незнакомых и от знакомых  людей - о дистанционном образовании. Многие от меня узнают, что есть такое загадочное ДО. И, конечно, почти у каждого возникает чувство недоверия. И правда, как это - учиться из дома?

Сейчас я могу рассказать все-все, что знаю сама. И я давно собиралась это сделать вот так - в письменном виде, но времени написать вдумчиво и подробно у меня не было. А сейчас, пока ничего не забылось, могу и хочу это сделать.  Я расскажу свою историю, которая будет понятна моим сокурсникам и преподавателям. Я надеюсь, что все интересующиеся тоже найдут в ней ответ на каждый свой вопрос. Я постараюсь быть объективной, для этого изложу только факты.

Начну с того, что я сама не знала ничего о ДО, но и учиться очно у меня не было желания. Когда я поняла, что мозгу нужна перезагрузка, Алисе было почти три, Мартину - семь-восемь месяцев.

Сначала я решила пойти по простому (смешно, чесслово) пути. Нашла более-менее интересный мне факультет и решила попробовать заочное отделение. Но туда все равно надо было ездить во время сессий, а это месяц или полтора каждодневного сидения за партой. Не говоря уже о том, что все мы понимаем, хоть иногда и не признаемся себе, что такое - заочное обучение.

Я металась в мыслях, что диплом ради диплома мне на фиг не нужен, что заочное отделение - это не совсем то, что мне требуется. Что мечта - журфак - это только очное обучение. А когда я увидела темы вступительного сочинения СПбГУ, мне резко расхотелось и туда. Я не понимала, как можно в конце 2009 года на полном серьезе задавать сочинение на тему "Радио и телевидение в моей жизни". Об этом можно написать интересно и даже захватывающе, но что-то мне подсказывало, что авторы темы ждут от абитуриентов тягомотного изложения, и отступление от правил будет караться твердым "неудом".

Тем временем мой муж получал степень МВА в Московском ВУЗе. Делал он это с помощью интернета, вебинаров, тестов и защиты диплома в итоге. Он мне каждый раз твердил, что сегодня ездить куда-то на лекции - это бред. Что в 18 лет в этом еще есть смысл, но интернет может освободить от траты времени и сил на дорогу. А я совсем отчаялась найти себе учебу по душе, которая не нанесла бы урон психологическому комфорту моей семьи. Однажды я почти рыдала от безысходности, позвонила Андрею, начала как-то подскуливать, а он мне так спокойно говорит: ну давай попробуем в последний раз, набери прямо сейчас в поисковике то, что ты хочешь. Я - послушная жена, тут же написала в Гугле свое желание (журфак, дистанционно, учеба дома), и первая ссылка вела на прекрасный сайт с Журналистикой в главной роли.

Это, правда, казалось сказкой. Потому что я делала подобные запросы накануне, но они вели на не вызывающие доверия ресурсы. А тут - такое дело. Журналистика, можно учиться дома, в приоритете практика, современные педагоги, удобный сайт. Я обязательно дам на него ссылку. Почитайте пока, что было дальше.

Дальше было поступление - выбрать тему, раскрыть тему, пройти собеседование по скайпу. Ну, думаю, сейчас-то все станет очевидно, давайте эти ваши темы эссе (слово-то какое). На тот момент было несколько актуальных тенденций, и я знала, что если хоть одна тема будет их касаться, я могу доверять такому журфаку. В день икс мне в письме прислали пять тем, четыре касались самых последних тенденций в обществе и одна была творческой. Не буду и говорить, как они меня взбодрили. Шесть часов ушло на написание. Потом было собеседование с Алексеем нашим Цыгановым, а в день Алисиного трехлетия меня по почте поздравили с поступлением. Сейчас я перечитываю свое вступительное эссе. Оно местами наивно, там есть некоторая проблема с композицией, было пропущено две запятые на четырех листах, но это все равно текст, за который мне и сегодня не стыдно. Потому что он - от души, как и все, что было дальше.

А дальше у меня появился доступ на учебный сайт (УС), собственный куратор (для помощи) и предметы первого семестра. Куратор Лена была замечательной, она напоминала о семинарах и лекциях, давала ссылки на ресурсы, поддерживала и подбадривала. Потом Лена ушла, но пришла Надя. Надя всегда все знала, отвечала на вопросы быстро и по существу, не боялась принять решение на ввереной ей территории, и хотелось плакать, когда она уходила. Но пришла Наташа. Наташа до последнего дня моей учебы олицетворяла понятие "идеальный куратор" и еще успевала подбадривать в минуты мандраже перед каждым экзаменом. Привет вам, Наташа, Надя, Лена. Вы так работали, так все порхало вокруг вас, что мне самой иногда хотелось побыть на вашем месте. Я обещала излагать только факты. Так вот, за три с половиной года моей учебы (экстернат, без каникул) были еще двое кураторов. Но я не помню их имен, они проработали не больше двух недель каждая. Только я готовилась писать письмо в администрацию ВУЗа с пометкой "недочеты в работе куратора", как с ними успевали распрощаться накануне.

Теперь расскажу о процессе учебы.  Лекции были на вебинарах - в реальном времени, но с возможностью посмотреть лекцию в записи. Семинары были на форумах, тоже в реальном времени. Но потом их сделали продолжительными (до 10 дней), чтобы все студенты успели ответить. На семинарах преподаватель давал задание, и мы с сокурсниками его выполняли: писали ответы, часто спорили, иногда даже скандалили, так нас задевал рыцарский роман или творчество ради творчества. Еще по каждому предмету был зачет или экзамен, который мы сдавали в вебинаре - тянули билет и отвечали, или писали эссе, реферат, интервью, репортаж,...
Я слышала много предположений о том, что экзамен из дома - это возможность списать. Здесь все зависит от мотивации. Кто-то и на очном отделении только списывает, кто-то все тупо зубрит, кто-то разбирается и учит. От себя я могу сказать одно: вопросы, которые мне задавали на экзамене или зачете, невозможно списать. Только понимание и знание предмета помогало его сдать. Тем более, что в большинстве случаев мы писали работы, они были творческими и помогали овладевать журналистскими техниками. И к тому же, я не понимаю, как можно списывать, нагло обманывать или еще что-то, если к тебе относятся, как к коллеге. Если ты накануне экзамена переписываешься со своим преподом в Скайпе, или за три минуты до он лайкает твой пост в FB.

image Click to view



Кстати, с чем у вас ассоциируется учитель в высшей школе? Это такой важный дядя с кучей научных работ за плечами, или не менее важная женщина с какой-нибудь нервной особенностью во взоре, под которую все студенты вынуждены подстроиться. А еще преподаватель и учитель - это кто-то, с кем на вы, по отчеству и на сильном расстоянии. Ну чаще всего.

Если все так, то предлагаю почитать дальше и удивиться вместе со мной. А для полной картины я позаботилась об иллюстрациях, которые взяла на сайте любимого института.

Знакомьтесь - Нонна Дмитриевна Старкова. Она проверяла наши работы первых семестров, когда мы только познавали азы жанров журналистики. Но как познавали - нам надо было сразу после каждой лекции написать работу в изучаемом жанре. А после третьего семестра так вообще найти главного редактора любого СМИ, договориться с ним и взять у него проблемное интервью. Это еще тот аттракцион, после которого уже мало что страшно.


Нонна Дмитриевна живет в Китае. И всегда мы с ней с вопросов про учебу переходили на личные темы. Она первая сказала мне: не бойся говорить с читателем на его языке, пусть твой текст живет, не отстраняйся от читателя. А еще, когда я призналась, что болезненно воспринимаю критику (ну все мы на первом курсе такие), Нонна Дмитриевна призналась, что специально провоцировала, чтобы я защищалась и училась аргументировать свою позицию редактору. После нашего разговора она осталась объективна к моим работам, но критические замечания высказывала по-другому, в комфортном для меня режиме.

Так как мы получали не только журналистское, но и гуманитарное образование, у нас были предметы по истории, культуре, философии, литературе, иностранному языку. Каждый семестр становился погружением в историческую эпоху. И это очень правильно, потому что удобно. Я слушала лекции о Древнем Риме, тут же читала труды первых философов и одновременно с этим познавала древнегреческий театр и его трагедии. И это помогало представить полную картину того времени. А после великолепного курса по мифологии мне стали очевидны многие вещи нашего с вами коллективного всего.

Итак, мы изучили всю-всю-всю историю. Вот смотрите, это Руслан Сергеевич, наш преподаватель. Не знаю как другие студенты, а я усекла главное его послание к нам - думать самостоятельно, не торопиться соглашаться с учебниками, делать свои выводы. Конечно, в такое верилось неохотно. Бывало у меня уже: "мыслите сами, не бойтесь высказаться", а на экзамене - "почему вы не выучили мою методичку от и до?".
Теперь я могу утверждать: такие, уважающие твое конкретное мнение, преподы (господи, да никто не обидится) все-таки существуют.


Еще у нас был историк Сергей Соловьев. Он главред одного весьма известного журнала http://scepsis.net/
Но его лекции - это было что-то. Я не представляла, что можно так эмоционально рассказывать про Октябрьскую революцию или достижения СССР. Подход Сергея к учебным материалам тоже доставлял удовольствие. Он рекомендовал не учебники, а фильмы и художественную литературу. Уверяю вас, это делало из сонного царства истории такой же выпуклый мир, как многотомник "Намедни" Парфенова.



Было у нас много философии. Я прямо дрожала поначалу, так мне не хотелось в ней разбираться. Но философия усваивалась все по той же причине погружения в эпоху. Когда читаешь художественную литературу, изучаешь, как и почему именно так писали литераторы, философия воспринимается не как очередной набор заумных слов. Ведь Кафка или Вольтер, Макиавелли или Камю писали свои книги в соответствии с эпохой, в которой жили. Или заглядывали чуточку вперед. Вот, ксатати, хороший материал от великого и ужасного Ницше. Его личные письма, написанные накануне сумасшествия http://magazines.russ.ru/inostran/2007/1/ni5.html К счастью, в моей жизни было и такое изучение философов.

Или культура, искусство. У нас таких предметов было много. Для меня они стали просто подарком. Что, ксатати, по вашему должен знать современный преподаватель по истории культуры? Дворцы, картины, стулья? Это банально. Хороший преподаватель дает вам слово на лекциях, а очень хороший восклицает во время диалога со студентами: "Летов? Я его обожаю!". И еще говорит что-то про панк-группу "Последние танки в Париже". Теперь и я их знаю. Сейчас вы, наверно, представили себе препода с ирокезом или хотя бы пирсингом? Фигушки вам. Наша Светлана Санькова - вот такая, очень обаятельная. А еще она пригласила к нам иллюстратора детских книг, самого настоящего, книги с рисунками которого стоят у меня на полке.


Курс "Литература на сцене и на экране" - одна из самых хороших идей нашей учебной программы. Вела его Сона Саргисовна. Мне кажется, что она знает о сцене все. Тем более, что сама является руководителем театра. Но здесь дело было не только в знаниях. Она научила меня видеть не просто кино, а чуть-чуть больше. Это как читать книгу и сопереживать героям, или читать книгу и быть не только читателем, но и профессиональным критиком. Так и с кино теперь. Раньше я терпеть не могла этот вид искусства, я могла смотреть лишь три-четыре фильма, чтобы на одном дыхании и с удовольствием. А теперь я заядлый киноман, и только диплом сбил меня с курса просматривать по фильму в день. А вот, кстати, один из примеров экзаменационных работ, когда не тянешь билет, а с тебя просто сходит семь потов пока напишешь работу http://dinaboiko.com/recenziya-na-nesushhestvuyushhij-film/


Еще мы изучали Историю религий. Лекции читал Константин Михайлов. Если вы наберете его имя в поисковике, то увидите, что он часто выступает с лекциями не только в стенах ВУЗов, а еще бывает на радиостанциях в качестве гостя. Его лекции стали для меня большим открытием. Я честно не знала, что в Коране есть упоминание об Иисусе и Марии и вообще основные религии мира пересекаются в своих истоках. Константин ответил мне обоснованно про сегодняшнюю ситуацию в РПЦ, а еще он шутил. Рассказывал, что к нему часто ходят свидетели Иеговы, часто - потому что в дом пускает и беседует подолгу. Говорит, приходят, а я им - проходите, рассказывайте, мне по-настоящему интересно, я же вас изучаю!


Теперь расскажу вам, как я перестала верить гороскопам. Это случилось на курсе "Психология коммуникации", который вел Сергей Мац. Вообще-то этот курс запомнился мне многими открытиями про собственное сознание и про то, как на него можно влиять извне. Кому как не Сергею это знать. Он режиссер-постановщик популярного сериала "Клуб" на канале МTV и "Не родись красивой" тоже его рук дело. Вот скажите мне, можно ли изучать психологию на расстоянии? Оказывается, можно. И дело не только в подходе к процессу изложения материала и главное - к заданиям для студентов. Конечно, на хирурга или стоматолога дистанционно точно не выучишься, а вот современной подход от самих же психологов делает свое дело - познаешь теорию вместе с практикой на раз-два.



Список моих преподавателей может быть еще очень длинным. Придется остановится, чтобы вам было интересно читать этот текст. Но, чтобы он был максимально объективным, расскажу про тех, кто уже навсегда останется в списке самых-самых, любимых и тех, о ком с теплом вспоминаешь через года.

Я обязательно назову имена тех, кто был в самом начале моего интересного пути: Алексей Цыганов, Кирилл Алехин, Алексей Караулов. Каждая лекция и семинар проходили с нескончаемым восторгом в моих глазах, а какими были задания - это казалось фантастикой. Семинары, на которых приходили главреды самых популярных изданий, и мы общались, задавали вопросы или просто балдели от происходящего. А еще после курса Алексея Цыганова мой мозг стало по-другому работать - сегодня я могу найти любую информацию и понимаю, как проверить ее подлинность. Я до сих пор вспоминаю уютные семинары Кирилла Алехина - с печеньем, чашечкой чая и за ноутбуком Федора Бондарчука. И я сама себе немножко завидую и не всегда верю, что мне так повезло, и все это было в моей жизни.

А сейчас все девочки-студентки точно улыбнутся, по-другому - никак. Когда я вижу этого преподавателя даже просто онлайн в gmail-чате, и то улыбаюсь.


Его лицо может быть вам знакомо, Вячеслав Крискевич вел новости на разных телеканалах. А еще он вел у нас курс "Работа в кадре". Знаете, он - воплощение настоящего обаяния и любви к своему делу, а как он поддерживал каждого после просмотра репортажей - это дорогого стоит. Да,мы снимали настоящие репортажи, прямые включения и что-то еще. Я до сих пор пребываю в треморе от воспоминаний. Сначала час стоишь, гогочешь в камеру, потом записываешь что-то за пять минут, а потом это что-то смотришь с другими студентами и обсуждаешь. После этого курса я вообще перестала бояться работать в кадре. То есть, теперь моя домашняя видиотека не наполняется застенчивым "не надо меня снимать", теперь я очень гармонична в каждом кадре. А все почему? - А все потому, что я знаю несколько секретов. А Вячеслав - просто вау! Это я вам говорю.

Или Петр Анатольевич, который вел английский язык. Каждая лекция превращалась в шоу. Тут была и музыка, и прямые включения со своего рабочего места, и много-много журналистики. Всего не объяснишь. А еще каждый раз после лекции мы оставались на час и просто общались, ну не расстаться нам всем было с Петром, ну совсем никак. Он рассказывал, как преподает, как рождаются идеи, как не надо бояться говорить и много чего еще. Петр ассоциируется у меня со словом "призвание", и еще я мечтаю, что у нас получится учить у него детей, хотя бы даже на расстоянии.


Теперь я обязательно скажу про Михаила Бударагина. Михаил преподавал Русскую литературу и Социологию журналистики. И если с социологией все было просто: на лекциях мы обсуждали повестку дня, еще Михаил нас провоцировал, а в итоге мы брали интервью у разных слоев населения, то с литературой все было иначе. Помните, нас учили в школе, что "Моцарт - великий композитор", шаг влево и шаг вправо в своих размышлениях запрещен. Михаил уже на первой лекции сказал, что "Мастер и Маргарита", как бы  пересказать вам это помягче, в общем, -  это произведение средненькое. Конечно мы все завозмущались, еще и не поняли при чем тут "Улисс",  у нас же  - русская литература. И я, и я повозмущалась малость. Но думать было интереснее. И дело даже не в Мастере с его женщиной. Дело в том, что Михаил требовал нас высказывать собственное мнение, заставлял забыть все стереотипы советской школы и не бояться, что за это тут же будешь клеймен, опозорен и навсегда вычеркнут из списков нормальных людей. Но лучше просто идите в FB, подписывайтесь на его страницу и читатайте, читайте, думайте.


Многие студенты скорее всего удивятся, почему я еще не назвала имени Србуи Ншановны. Уверена, каждый задастся этим вопросом хотя бы к середине списка преподавателей. Но я слишком долго подбирала слова, слишком много всего вспоминала. И в итоге решила оставить свои чувства при себе, они точно не забудутся. Не смогу я описать в двух предложениях, какой стала литература для меня, как я наблюдала за бесконечной мудростью Србуи Ншановны. Могу только отметить, что заканчивая институт я немного запереживала. Как же это так, что мне делать дальше, неужели я все-все теперь знаю. Это не по мне. Я всегда ищу истину. И вот случился мой диплом, научным руководителем которого согласилась быть Србуи Ншановна. И к концу его написания мне открылась широченная дверь в мир, который еще предстоит узнать и о котором я даже не подозревала. И это самое хорошее, что могло со мной произойти.



Пришло время ставить точку, но только после нескольких слов о моем Учителе. Сейчас я стерла три абзаца текста о нем. Студенты знают, будущие студенты пусть узнают. Просто имейте в виду, что если бы не его внимание, мудрость и правильные слова, то вряд ли бы вы читали мои проникновенные тексты здесь.
И вместо трех стертых абзацев напишу слова, которые я час назад написала Георгию Левоновичу в Скайпе: "Как хорошо, что вы у меня есть". И это - правда.


УНИК по своему устройству, идеям, философии - это абсолютно моя история http://unic.edu.ru/

Поэтому я посещала все лекции, семинары, писала практические и учила экзаменационные билеты. И то, я считаю, что не успела взять совсем все, что предлагал мне институт. Я не ходила на встречи со многими известными журналистами (например, с зам.главного редактора журнала Interview или с редактором из Esquire) , когда писала диплом. Я пропустила пару курсов по выбору. Например, курс о массовой литературе. В последние год-полтора я перестала участвовать в публичной студенческой жизни: не писала ничего для группы в FB или для нашего студенческого журнала. Все потому, что я наконец-то нашла себя, нащупала свой интерес, ощутила эту бешеную энергию любимого дела. Это тот случай, когда весь мир должен подождать, пока я буду творить.

Надеюсь, что мой рассказ был интересен и полезен. Но я также понимаю, что некоторые вопросы остались за кадром: а там все точно так? а меня не обманут? а это реальное образование? а там точно интересно? а это не реклама? а тебе там нравилось?

Мне не хочется отвечать на них еще сто раз.
Поэтому вот несколько ответов на частые вопросы, чтобы мне было куда вас посылать, когда начнете снова спрашивать :)

Надежный ли это институт?
УНИК существует уже 22 года, но только несколько лет назад в институте появились другие факультеты: журналистики, дизайна, психологии, лингвистический. Раньше здесь изучали только культуру на факультете культурологии.

А у преподавателей есть образование?
Все регалии, названия научных работ, достижения перечислены на сайте. Поймите одну вещь: в любом ВУЗе преподаватели достигли чего-то в науке, но не в каждом институте работают только те, кто любит свое дело и любит студентов http://unic.edu.ru/departments/modern_journalism/teachers/

А поступить сложно, или всех подряд берут?
Здесь я ничего не скажу. У меня нет статистики непоступивших. Я поступила, но у меня все хорошо с русским, я смогла изложить свои мысли во вступительной работе и пройти собеседование.Все мои сокурсники - весьма интересные люди. Были среди них уже работающие журналисты и те, кто начал с нуля, были даже известные личности (учились под псевдонимом). Ксатати, вот отзывы других студентов http://unic.edu.ru/reviews/

Много ли времени отнимает учеба?
Это не очное обучение и не заочное. Училась я постоянно. Кто учится на стандартной программе, у тех есть каникулы. У меня и их не было. Лекции проводились по вечерам, в семинарах можно участвовать хоть в три часа ночи. Но здесь все зависит от вашей мотивации. Вы ведь можете сдать отписку, можете написать хорошее эссе. Мне было приятно делать второе. Но не надейтесь на копипаст. Он не пройдет. Я не знаю, как проверяются работы, но знаю, что любое выдавание чужих мыслей за свои наказывалось несдачей.

А диплом какой?
У меня точно - золотой - очень дорогой для меня. Но если серьезно, то диплом государственного образца.

Сколько стоит, вынуждали ли доплачивать?
Я платила по удобной мне схеме. Дорого это или дешево - оцените сами. Все зависит от ваших критериев дороговизны и дешевизны. Я знаю, что студенты с большим количеством долгов могут остаться изучать семестр еще раз. Но конкретные случаи мне неизвестны. Все-таки не филькину грамоту будете в итоге получать, поэтому поймите, что не ходить, не учить, ничего не делать не получится. Да вам и не захочется так, скорее всего.

А что еще?
А еще сходите на сайт и посмотрите все сами
http://unic.edu.ru/
http://dist.newjourn.ru/
Он-лайн журнал DeVISION
Мы на Youtube
Присоединяйтесь VK
Facebook
Twitter
ЖЖ

хроники, УНИК, все как я люблю, это вам не это, личное, учеба

Previous post Next post
Up