про забияк, драчунов и мою непедагогичность

May 23, 2013 17:42

Говорили недавно с Алисой про отношения с обидчиками. Не с теми, с кем обоюдно поссорился или что-то не поделил, а про настоящих агрессоров. Есть дети, которые сопровождают свое "ты ничего не понимаешь" стучанием по голове кулаком (хотите верьте, хотите нет, мамы таких детей тут же "воспитывают" их словами "я тебе сейчас поддам").

Еще есть дети, которые первыми задирают, высмеивают и обычные вещи пытаются превратить в недостатки: "а, смотрите, у него очки", "ты самая маленькая, иди в конец", "ты бегаешь медленнее всех, мы сильнее", " у меня зуб вон как шататся, а ты отстаешь". Это просто услышанные варианты.

И я замечаю, что Алису такие реакции других детей иногда приводят в замешательство. Обзываться она не хочет. Стучать по голове - тем более, но потом переживает.  Спрашивает у меня: а как ты поступала, как тебя учили заступаться за себя. И я помню, что взрослые всегда говорили одно: не обращай внимания, не опускайся до обидчика и т.д. Сейчас все стали чуть продвинутее. И часто слышу варианты: он бьют, потому что его бьют, он унижает, потому что его ни во что не ставят, она обзывается, потому что только так умеет общаться.

И я, конечно, совсем не педагогична, куда мне. Я очень живо вспомнила  моменты из детства, когда обида захлестывает, а тебе твердят: не бей в ответ, обзываться нельзя, просто промолчи. Я сказала Алисе: это чертовски несправедливо, умно молчать, когда тебя обижают. Это знание надо забыть. Лет до 30. Или до того момента, когда понимаешь, что иногда что-то объяснять бесполезно. И у каждого своя правда. И что когда ты уверен в своем мнении, выборе, в себе, то и объяснять (читай: оправдываться) просто не приходит в голову и защищаться тем более.  А в 5-6-15-18-25 надо не бояться сказать обидчику, что он дурак, и пусть самоутверждается в другом месте.

И вот еще. Я несколько месяцев наблюдала историю отношений. У Алисы была коллега по занятиям гимнастикой. Она всегда общалась в таком тоне: иди туда, делай это, прекратить, отставить, давай догоняй. Иногда без объяснения уходила к другим девочкам, а потом выступала с заявлением: я освободилась, давай играй со мной. Лезть мне не хотелось. Хотя эмоции захлестывали. Алиса вообще не видела проблемы, т.е, я аккуратно интересовалась удобно ли ей так, она говорила "мам, ну ты чего, она же моя подруга на всю жизнь". Закончилось все в один день. Алиса нашла новую подругу, пока главнокомандующая развлекалась в другой компании. И когда она освободилась и закричала "Алиса, иди сюда!",  Алиса заметалась. Я говорю: ты сама решай, где и с кем сейчас ты хочешь играть. И она выбрала никуда не бежать, а остаться с новой девочкой. И всю дорогу домой мы обсуждали, как это, оказывается, просто - самой решать, где и с кем быть и не думать, что приличия обязывают идти к той, с которой вроде бы привычно, и она же, и я, а мы...и печенье вместе ели и выступали тогда, и что скажет Мартин, он же от нее без ума.

Но самое интересное, что дружба-то не закончилась. А вот команды прекратились. То есть их вообще не стало. Вместо команд возникли предложения, и чаще - от Алисы.

И я тоже сделала вывод: мои "мне кажется" - это мои "мне кажется", и не смей их пересаживать в голову детям. Пока все.

хроники, Алиса, личное

Previous post Next post
Up