Зарисовки из музея Льва Толстого

Nov 17, 2016 20:34

Музей расположен в доме Лопухиных. Лев Николаевич здесь никогда не жил, и даже скорее всего не бывал. Но дом - прекрасный образец застройки Москвы после войны 1812 года.


Истории житейские



Пять парадных комнат украшены красочной плафонной живописью, выполненной итальянскими мастерами.







Встречает гостей семейное древо Толстого…портреты предков.
Здесь же зачем-то портрет Варвары Васильевны Энгельгард. Зачем?



А затем, что Николай Сергеевич Волконский - дедушка Льва Николаевича по материнской линии, отказался жениться на племяннице Потемкина и вследствие этого как писал Толстой «остановился в своей служебной карьере» и «вдруг потерял свое положение».



Однако это не находит исторических подтверждений: в 1779 Варвара Васильевна вышла замуж за Сергея Федоровича Голицына
А Волконский через два года в 1781 становится полковником, в 1787 получает чин бригадира и еще через два года чин генерал-майора. Увольняется в отпуск он только в 1794 по собственному желанию…у Варвары Васильевны к этому моменту уже 10 детей!

По версии ОИРУ дело могло быть так: «молодые люди (Волконский и Голицын), находясь при дворе в конце 1770-х гг., соперничали в своих ухаживаниях за хорошенькой фрейлиной Екатерины, и вполне вероятно, что Потемкин отдавал предпочтение лучше воспитанному, лучше образованному и, кажется, более состоятельному князю Николаю Сергеевичу Волконскому, считая его женихом более достойным руки своей племянницы. Но сама Варвара Васильевна предпочла Сергея Федоровича Голицына, который был проще в общении и милее ее сердцу. Отказавшись от выгодного брака, Н.С. Волконский, должно быть, и вправду обидел этим «светлейшего», но карьера его от этого не пострадала».



Генрих Фюгер. Портрет княгини Варвары Васильевны Голицыной (1761-1815), урожденной Энгельгардт. 1792 год (не входит в экспозицию музея)

Державин «К портрету В. В. Энгельгардт» (1779):
Благоприятный нрав, черты
твои прекрасны,
Обворожают всех в единый миг собой;
Без рассуждения сердца тебе подвластны,
И с рассуждением всем плен
приятен твой.

Проходим чудесные парадные комнаты, в последней - два женских портрета: Гартунг и Дьяковой.



Мария Александровна Гартунг - старшая дочь Александра Сергеевича Пушкина. Толстой познакомился с ней на балу в Туле и был поражен ее красотой и аристократизмом. Свояченица Толстого Т. А. Кузминская писала: « … Когда представили Льва Николаевича Марии Александровне, он сел за чайный столик подле неё; разговора я их не знаю, но знаю, что она послужила ему типом Анны Карениной, не характером, не жизнью, а наружностью, Он сам признавал это».

Второй портрет - тоже Мария - Мария Алексеевна Дьякова, в замужестве Сухотина.



И если внешность Анны Карениной Толстой писал с Гартунг, то сама история (характер и жизнь) - это история Марии Алексеевны - одной из первых женщин в России решившейся на развод. Ее роман с Ладыженским наделал много шума в светском обществе… в 1868 произошел развод. Толстой дружил с Сухотиным и был в курсе непростой его ситуации: признать правду и лишить жену возможности соединиться новым браком или оговорить себя, приписав вину себе. Впоследствии сын Сухотина и Дьяковой Михаил женился на старшей дочери Толстого Татьяне… Лев Николаевич кстати был против, так как жених Михаил был на 14 лет старше, вдовец да еще и с 6 детьми, но и невесте было уже 35… по тем временам выбирать не приходилось. В браке Татьяна прожила 15 лет, в 41 год родила дочь, названную Татьяной тож. После революции с 1925 года две Татьяны жили в эмиграции.



Две Татьяны - дочка и внучка Толстого


судьбы, москва, музеи

Previous post Next post
Up