Когда я планировала наш маршрут, именно логистика вызывала самое большое количество вопросов. Легко собрать внушительный список того, что хотелось посмотреть/посетить/попробовать. Гораздо сложнее соединить все эти точки воедино не только на карте, но с учетом доступного транспорта. Вариант проката машины мы отмели сразу из-за практически нулевого опыта вождения, как и вариант машины с водителем из соображений экономии. Оставался привычный набор: поезд, автобус, такси.
Почти сразу нашлись
два сайта с расписанием, которое поначалу порадовало (ура, можно планировать!), но потом вызвало недоумение (как можно что-то планировать, если некоторые поезда ходят всего два-три раза в день, а о стыковках на Шри-Ланке, похоже, никогда не слышали).
Автобусная логистика и вовсе напоминала решение уравнения из одних неизвестных. Транспорт, про который известно лишь, что "вроде как он должен ходить в этом направлении", лично мне казался кошмаром наяву. Дополняли все это многочисленные отзывы/заметки в рунете (взять на заметку - русскоязычными ресурсами больше не пользоваться, слишком много негатива), от которых мое богатое воображение рисовало картины полуразвалившихся смердящих тарантасов, в которых душно, тесно, жарко и не протолкнуться - тихий ужас, да и только! Несмотря на все изыскания, представление, как и куда мы поедем, было смутным и расплывчатым, но хоть какой-то полезной информацией я запаслась. Например,
стандартный тариф тук-тука за 1 км. Спустя 9 автобусов, 4 поезда, 10 тук-туков и 1 частный минибус, я могу с уверенностью сказать, что ланкийский транспорт вполне приличный и, хотя на первый взгляд и не скажешь, не сильно отличается от российского. Не исключено, что именно моральная готовность к самому худшему позволила получать позитивные эмоции от всех перемещений. Да, местами было неудобно, зато очень весело!
Аэропорт - отель Katunayake
Где-то в час ночи мы приземлились, прошли границу, поменяли деньги и столкнулись с первой транспортной задачкой: как добраться до отеля. Еще не успели отойти от стойки Mobitel, где приобретали интернет-симку, когда к нам подкрался первый таксист. Он готов был отвезти за "недорого", всего за полторы тысячи местной валюты. Учитывая, что ранее отель предлагал прислать за нами тук-тук за 500 рупий, нас цена не устроила. Предложили свой вариант. Он рассмеялся, сказал, что за такие деньги нас никто не повезет, и отвалился. Подкрался следующий, потом еще один... После четвертого или пятого подобного диалога стоимость проезда упала до восьмисот, но у меня уже появился азарт. Я на полном серьезе собиралась либо ехать на наших условиях, либо топать до отеля пешком (благо недалеко, всего-то 4км), даже если
amber_bloom меня потом за это прибьет. Далеко мы, однако, не ушли - стоило покинуть зону такси, как тут же остановился частник, готовый сразу везти за восемьсот, но мы гордо развернулись и пошли прочь. Товарищ сдался и согласился. Видимо, испугался, что мы заблудимся/потеряемся/свалимся в реку к крокодилам и тем самым подпортим Шри-Ланке положительную туристическую репутацию. Через пятнадцать минут были в отеле, и, наслаждаясь своей первой победой над местным транспортом, завалились спать. Ну вот, а вы говорили "никто не повезет, никто не повезет".
Итог: 500 Rs. за двоих
Автовокзал в Katunayake, откуда идут автобусы до/из аэропорта. От него до терминала около 10-15 мин пешком (7.166269, 79.884124)
отель Katunayake - ж/д Коломбо Форт
Наутро мы добирались из отеля (читай: аэропорта) до Коломбо (около 30км), да еще очень стремились успеть на поезд, который отходит в 11:50. Мальчик на ресепшн организовал нам тук-тук до автостанции (200 Rs.), откуда мы на частном автобусе доехали до Коломбо (маршрут 187/Colombo Fort). Тут нам подкинули первый сюрприз. Автобус оказался вполне приличным, китайского производства, с кондиционером и максимально возможным количеством сидений - сбоку от основных мест были откидные, так что в процессе заполнения проход между рядами самоликвидировался. К тому же, у него есть очень большое преимущество: он идет без промежуточных остановок и по обособленной платной трассе, в результате чего экономит почти час (а то и больше) времени в пути. Тут мы, правда, совершили первую ошибку - перед посадкой спросили почем проезд, и нам озвучили цену в 300 Rs. с человека. Сторговались на 150 Rs., но, подозреваю, что на самом деле дешевле. Мораль: надо садиться и молчать в тряпочку, а потом смотреть столько платят местные.
Итог: 500 Rs.за двоих
Ж/д станция Colombo Fort
Ж/д станция Colombo Fort
Лирическое отступление
Автобусов две разновидности: государственные и частные. Частные - это либо минибусы с кондиционером, либо огромные махины той же модели, что и государственные. Различать их достаточно легко. У государственных на лобовом стекле обязательно будет аббревиатура S.L.T.B. (Sri Lanka Transport Board), а внутри просто и скромно, в отличие от живописно разукрашенных, как новогодняя елка, частников. Развеселая индийская музыка присутствует во всех, независимо от принадлежности. В государственных цена практически всегда фиксированная и несколько ниже, чем у частников. Иногда они даже пробивали официальный чек с указанием всех деталей маршрута, когда как частники выписывали цифры-закорючки на клочках бумаги а-ля талончики. Любой автобус всегда укомплектован водителем и вертлявым шустрым мальчиком-кондуктором, который собирает денежки с пассажиров и работает зазывалой на остановках. Кричит громко и неразборчиво, во время движения исполняет акробатические трюки, с ловкостью мартышки пробираясь по переполненному салону, когда автобус на полной скорости обгоняет по встречке, лавируя из стороны в сторону.
Автобусные и железнодорожные билетики. На выходе с ж/д станций билеты иногда отбирали.
Коломбо - Анурадапура
До ж/д станции Коломбо мы добрели ровно за 10минут до отхода нашего поезда. Сунулись в ближайшее окошко, потому что разбираться с системой не было времени, и нас тут же успокоили: "Мест с резервацией нет. Только 3й класс". Мы не были готовы к такому повороту событий, ибо планировали заплатить много (по местным меркам) за билет в первый или хотя бы второй класс, но....раз приключаться, то по полной программе. Мы согласно кивнули и протянули деньги. "Неее, вам тогда в другую кассу, на той стороне." У них, понимаешь ли, существует непонятное (для нас, разумеется) разделение ответственности в зависимости от направления и класса вагонов. За оставшиеся минут пять мы даже успели отстоять очередь из двух человек, получить наши странные билеты - маленькие бледно-желтенькие картоночки, бегом заскочить на платформу и обнаружить такое количество желающих сесть на наш поезд, что интуиция подсказывала - если не приключение, то незабываемые впечатления от соприкосновения с ланкийской реальностью нам гарантированы. Поезд не опоздал, но большим сюрпризом стало то, что посадка происходит с обеих сторон состава, так что два людских потока врываются в узкое пространство вагона, сталкиваются и...застревают в тамбуре, что вполне логично. Затем первые счастливчики, которых давление толпы извне выплевывает внутрь вагона, помятые, но довольные спешат занять места. Мы, скромные белые люди, втекли позже, в числе менее настойчивых и опаздывающих, и притулились возле дверей в середине вагона. Как показала практика, это было самое козырное место. Первые полчаса я еще героически пыталась стоять, время от времени разминая затекающие ноги, спину, поясницу, потом плюнула на все, сползла по стеночке в партер и удобно устроилась сидя, а спустя какое-то время вообще наполовину свесилась наружу. Хорошо! Ветерок, пейзажи, свобода....в Европе так не покатаешься. Кстати, за все четыре часа пути толпа немного рассосалась, но свободных мест так и не появилось. Что самое удивительное, в этой плотной толпе, где яблоку негде упасть, умудрялся пробираться и контролер, чтобы проверить билеты у всех и каждого, и громкоголосая еда всех мастей, которая сновала туда-сюда по вагонам на протяжении всего пути.
Итог: 580 Rs. на двоих.
В поезде Коломбо - Анурадапура
Билетные кассы в Анурадапуре, разделение по классам вагонов.
Табло отправления поездов в Анурадапуре. Сохранилось, похоже, с колониальных времен.
Ж/д вокзал Анарадапура
Анурадапура - Михинтале
Поскольку основной целью был храмовый комплекс Михинтале, отель мы искали поближе к той автостанции (New Town Bus station), откуда до него автобус ходит. Прошли все ряды, присматриваясь к номерам и маршрутам, не найдя самостоятельно, все-таки решили спросить у прохожих. Нам ткнули в стоящий неподалеку бус номер 835/01-1, отправляется, похоже, каждые полчаса - это мы поняли, когда увидели отъезжающий с тем же номером, а в нашем пришлось сидеть еще минут 25-30. Цена 30-35LKR (на пути туда взяли 35, обратно 30). В пути около получаса (на выезде из города трэш и ужас, потом идет гораздо быстрее). В целом ничего сложного, обратный автобус ловится там же, где ссадили.
Итого: 130 Rs. за двоих.
Автобус Анурадапура - Михинтале
Автобус Анурадапура - Михинтале
Анурадапура - Полоннарува
Про автобус до Полоннарувы пришлось выяснять заранее, потому что эти ходят нечасто. Отправляется оттуда же - NewTown Bus station, в пути около 2,5часов. Очень полезно приходить как минимум за час до отправления, чтобы занять места. Бус оказался частный бус, раскрашенный. Отправились как стемнело, в 18.00. Когда контролер пришел собирать деньги, написал на бумажке стоимость 200руп с чел. Согласно недавним заметкам в интернете, цена варьировалась от 100 до 130, так что я отдала ему столько, сколько посчитала нужным, и на этом успокоилась. Он тоже не настаивал. Для перемещения по археологической зоне в Полоннаруве мы арендовали велосипеды за 200рупий.
Итого: 700 Rs. за двоих
Наши двухколесные друзья в Полоннаруве. Вполне приличные, надо отметить.
Полоннарува - Сигирия
Из Полоннарувы можно было бы уехать, поймав автобус прямо напротив гестхауса, но мы рассудили, что стоит добраться до конечной и сесть там. Конечная - это городок-деревушка Kaduruwela. До нее нас с ветерком довез хозяин отеля на сафари-джипе, пожелал приятного путешествия и не взял с нас за это ни копейки. Ехать предстояло с пересадкой - сперва до Inamaluwa Junction на автобусе, а оттуда тук-тук. Отправление в 17.00. Проезд 50рупий, за тук-тук еще 500руп. Судя по словам местных, есть еще и автобус, но в темноте его ждать не хотелось.
Итого: 600 Rs. за двоих
Автобус до Inamaluwa Junction.
Стандартная компоновка салона во всех больших автобусах 3+2. Для невысоких ланкийцев вполне, нам временами было тесновато.
Сигирия - Дамбулла
Утром от отеля до скалы шли пешком почти 2км, а после подъема и спуска решили, что пора взять тук-тук. Учитывая, что нам надо было еще заскочить в отель и забрать вещи, договорились, что он нас подождет, а потом отвезет в Дамбуллу. Поездка получилась очень приятная. Мальчик-водитель, вопреки всем заявлениям в интернете, что "у них никогда мелких денег нет, поэтому приходится платить больше", когда высадил нас возле храмового комплекса, пошел разменивать денежку, чтобы отдать сдачу, после чего подробно объяснил, где потом искать автобус до Канди. Честно говоря, именно тут случился переломный момент, после которого мы перестали бояться тук-тукеров (что увезут не туда, куда надо, да еще обдерут, как липку), стали пользоваться их услугами все чаще, что значительно упростило нашу логистику.
Итого: 950 Rs. за двоих.
Наш первый тук-тук из Сигирии до Дамбуллы, заслужил звание самого дружелюбного.
Дамбулла - Канди
В Дамбулле мы впервые ловили проходящий автобус, так что у нас были некоторые опасения,получится ли сесть или придется стоять всю дорогу до Канди. Вышли на дорогу, осмотрелись в поисках остановки, увидели полицейского, решили уточнить у него. Он махнул рукой в сторону небольшой кучки людей дальше, метрах в пяти Ждать пришлось недолго. Минут через пять показался автобус, причем, к нашему немалому удивлению, его для нас тормознул сам полицейский. Уже в который раз мысленно порадовались местной полиции. она действительно помогала. Нам повезло. Места были, и мы спокойно устроились на сиденьях, предварительно скинув рюкзаки возле водительского места - там во всех автобусах что-то вроде небольшой багажной зоны. Автобус гнал, как ненормальный, лавируя на скорости 60 км/ч так резко и часто, что его заносило; нас болтало из стороны в сторону и на каждом повороте руки непроизвольно искали точку опоры, ибо казалось, что вот-вот сейчас перевернемся. Перефразируя давние остроумные цитаты в московских маршрутках: "2 часа страха - и вы на месте".
Итого: 200 Rs. за двоих.
Канди - Перадения
Добраться из Канди в Перадению можно либо на поезде, либо на туктуке. Возможно, есть еще и автобус, но про него нам никто не сказал. Расписание поездов оставляет желать лучшего, но мы нашли один подходящий утренний поезд и пошли покупать билет. Идеальный план, который, правда, не учитывал, что поезда могут опаздывать на полтора-два часа. Пришлось идти торговаться с тук-туком, благо их целая толпа прямо возле вокзала, искать не надо. Добрались до ботанического сада минут за двадцать.
Итого: 350 Rs. за двоих.
Перадения - Рамбуккана - Канди
Следующим пунктом программы нам предстояло попасть в приют для словнов. Мы это так и называли всю дорогу - "к слонам". Возле Ботанического сада тук-тук пришлось поискать, потому что стояло их много, но почти все были "зарезервированы" - ожидали своих клиентов, которых до этого привезли из Канди. Нам достался приятный пожилой дядечка-водитель Лал. С ним 20км до Elephant Millenium Foundation осилили где-то за час: треть по пробке, треть по живописному серпантину среди холмов, треть просто по трассе. Где-то час провели в питомнике, потом еще по дороге останавливались, смотрели, фотографировались. После этой поездки мы выяснили, что тук-тукеры, когда арендуешь их для поездки туда-обратно, считают только километраж, а время ожидания как бы по умолчанию включено и не ограничено. Договаривались на три тысячи, но в итоге заплатили чуть больше а-ля чаевые.
Итого: 3500 Rs. за двоих.
Наш тук-тук и водитель
Канди - Нувара Элия
Тут тоже пришлось поломать голову. В принципе, все просто, так как есть поезд, но с маааленьким нюансом - от Канди до Бадуллы он идет семь с лишним(!) часов. После предыдущего опыта с поездом повторять аттракцион не хотелось, так что мы изменили маршрут. Утром рано пришли на станцию, уже привычно загрузились в пустой бус (в этот раз - в государственный), заняли места, сложили багаж. Рядом стоял частный минибусик, предлагал двойную цену за то, чтобы доехать с комфортом. В пути де-юре 72км и 3.5 часа, де-факто получилось 8:30-11:25. Приезжает на автостанцию в центре Нувары, что удобнее, нежели на поезде. Половина пути, если не больше, пролегает через чайные плантации, бескрайние зеленые долины и через живописный серпантин Топ-Пасс с потрясающими видами. По пути лучше из Канди садиться по правому борту, там самая красота.
Итого: 228 Rs. за двоих.
Автобус до Нувара Элия
Нувара Элия и окрестности (чайная фабрика, водопады Рамбода, дорога Top Pass)
С тук-туками мы освоились, так что торговаться стали намного активнее. В целом, это было достаточно просто, потому что водители дружелюбны, а мы не сильно наглели, сбивая цену. За 3 часа успели сгонять на чайную фабрику Blue Field, подняться к водопаду Рамбода и еще вдоволь налюбоваться плантациями чая.
Итого: 1300 Rs. за двоих.
Нувара Элия - Хортон Плейнс - Паттипола
Накануне заказали у хозяина отеля минибус, который забрал нас в несусветную рань, в пять утра, чтобы отвезти нас в национальный парк Хортон Плейнс. В те моменты, когда я открывала хотя бы один глаз, дорога казалась волшебно-сказочным царством теней и синевы в предрассветной дымке, а потом внезапно рассвело. Водитель ждал три часа, пока мы нагуляемся, а потом отвез нас к ж/д на станцию Паттипола, где мы еще часа два читали книжки и спали в ожидании поезда.
Итого: 3500 Rs. за двоих.
Пока ждали в Патиполе, наблюдали целых два проходящих поезда и интересную процедуру: на прибывающем составе всегда стоит товарищ вот с таким кольцом и передает его смотрителю на станции, а через пару десятков метров далее получает такое же кольцо обратно. Мы все гадали, что это, а потом нам сказали, что это они до сих пор таким образом передают сообщения от станции к станции. Интересно, у них что, до сих пор нет телефонов?
Пассажирский поезд в сторону Канди.
Паттипола - Элла
Поезд пришел в 13.20, где-то в 15:30 прибыли в Элле, 100рупий. Билеты взяли во 2 класс, зарезервировать невозможно, потому что Паттипола маленькая станция без компьютера. Весь наш вагон, за исключением пары семей, сплошные иностранцы - правду пишут, что путешествие на этом маршруте - уже само по себе достопримечательность. Виды за окном не позволяют отвести взгляд. Поначалу снова устроились на полу, но через полчаса, когда очень многие сошли в Хапутале, мы все-таки добыли себе места. Садиться лучше слева по ходу поезда, чтобы захватить самую красоту.
Итого: 200 Rs. за двоих
Ж/д станция Паттипола, очень симпатичная и уютная, но пустынная, к тому же - самая высокогорная станция на Шри-Ланке.
Еще одна станция на пути в Эллу. надо отметить, что на этой ветке ж/д практически все станции напоминали симпатичные кукольные домики, утопающие в цветах.
Мне понравилось.
Тут же в Элле мы впервые увидели хоть какое-то упоминание о возможности резервации мест в вагонах 1 и 2 класса.
По сравнению с обычными билетами цены запредельные, но все равно достаточно недорого.
Элла - Галле
Поскольку большую часть маршрута мы уже осилили и примерное представление, чего ждать от транспорта, получили, то напоследок мы предприняли последнюю авантюру и в 9:45 погрузились в автобус. Нам предстояла дорога в 6 часов из горного района к самому океану. Пока ждали на остановке, местные частники-таксисты настойчиво предлагали довезти быстро и недорого, тысяч за шесть или за восемь, уже не помню точно. Автобус проходящий, так что изначально мест не было, но, поскольку в одном автобусе оказываются и те, кто едет на 10км, и те, кто едет на 100км, где-то минут через двадцать мы сели. На выезде из Эллы одновременно и красиво, и стремно до жути, если сидеть по левой стороне - шоссе идет серпантином вдоль ущелья, автобус выжимает около 40 км/ч, а дорога очень узкая, и временами кажется, что автобус вот-вот полетит вниз с обрыва, потому что он вот, прямо под колесами. Слабонервным не рекомендуется. В пути около 5.5часов, де-факто 9:45-15:15, где-то через три часа делает остановку в какой-то деревне, где можно закупиться провизией и сходить в туалет. На отрезке Велигама-Матара творится черт знает что, много народу едет, в основном школьники. После Матары толпа рассасывается, автобус идет вдоль побережья, можно удобно устроиться на подножке в открытых дверях и глазеть на океан.
Итого: 600 Rs. за двоих.
Когда автобус почти опустел, а дорога шла вдоль океана, я и тут устроилась в открытых дверях.
Галле - Хиккадува
В последние дни мы обленились настолько, что даже 2км от отеля до станции брали тук-тук. Решили, что еще раз попробуем поезд, билеты взяли во 2класс, без резервации, Пришли за 10 минут до отправления, но места нашли и даже рядом, через проход. Поезд выглядел ужаснее, чем те, на которых мы уже ездили. Попахивает настоящей Индией. Сиденья сто раз перекрашены, обшивка побитая временем и пассажирами, подлокотники ободранные. Где-то через полчаса уже были в Хиккадуве.
Итого: 180 Rs. за двоих (100 + 40х2)
Вагон 2го класса Галле - Хиккадува. нам впервые достались сидячие места сразу при посадке в поезд. Подавляющее большинство пассажиров - туристы.
Хиккадува и окрестности (Музей цунами, Ферма морских черепах)
Вышли на главную дорогу, нашли один тук-тук, поинтересовались почем, предложили свою цену, вдвое меньше, но совершенно разумную. Мальчик наотрез отказался. Так как других трехколесных друзей не наблюдалось, мы решили сперва сходить на пляж. Спустя пару минут, уже разувшись и почти заходя в воду, очень сильно удивились, когда мальчик-водитель бежал за нами и приглашал садиться, потому что наша цена его вполне устроила. Тук-тук в одну сторону обошелся нам в 200 рупий, обратно - только 150, потому что 1км мы прошли пешком.
Итого: 350 Rs. за двоих.
Хиккадува - Коломбо
Пару километров от отеля до ж/д взяли тук-тук. Поезд снова 2й класс, без резервации. Если честно, от меня напрочь ускользнула информация, как и где покупать билеты с резервацией и насколько заранее надо это делать. Только в двух кассах я видела упоминание о резервациях - в Коломбо и в Элле. Пока ждали поезд, народу набежало много, так что мы решили не испытывать судьбу и сразу же заняли наши любимые и самые удобные сидячие места в поезде - в дверях, предварительно закинув рюкзаки на багажную полку в вагоне. Мне досталась солнечная и живописная часть, с видом на океан. Поскольку поезд останавливался всего раз пять, путешествие прошло очень весело и спокойно, с в меру рискованными акробатическими упражнениями на поручнях и почти полном свисании из вагона на улицу. Я поняла, что ланкийские поезда мне понравились этим ощущением полной свободы :) В пути ровно заявленные два часа, прибыли в Коломбо по расписанию.
Итого: 320 Rs. за двоих.
Почти треть, если не половина пути, проходит прямо по берегу океана.
Коломбо - аэропорт
Последнее транспортное приключение на пути домой, которое стало самым настоящим испытанием, потому что мы поймали не частный, а государственный автобус 187 от автовокзала напротив ж/д станции. Хорошо, что мы выехали сильно заранее. Это был трэш и ужас, хотя и терпимый, потому что почти полтора часа он только лишь выбирался по пробкам из Коломбо. Все окна нараспашку, так что за это время я успела надышаться выхлопными газами, по-моему, на весь ближайший год. Вы думали, что в Москве пробки? Ээээ, нет, по-моему, Москва прилично едет даже в час пик. К тому же, до аэропорта он добирался не по экспрессвею, а по обычной дороге, останавливаясь через каждый километр и зазывая пассажиров громким и неразборчивым "алапол!, алапол!, алапол!". В общей сложности ехали мы около 2,5ч, под конец в салоне остались человек восемь, включая нас и китайскую пару, которые тоже имели неудачу заскочить в этот бус. Кстати, непосредственно в аэропорт он не заезжает, а сворачивает на местную автостанцию неподалеку, от которой еще около километра пешком. Для поездки настоятельно рекомендуется смоченная водой бандана, очки и плеер в ушах, хотя, в первую очередь, я бы настоятельно рекомендовала на этом маршруте ехать исключительно на частнике.
Итого: 200 Rs. за двоих.
Подводя итоги всех наших перемещений могу сказать одно - мне понравилось! Я горжусь собой, потому что получилось расслабиться, принять все, как есть и получать удовольствие, а не пытаться подстроить под себя и нервничать, что ты куда-то не успеваешь, как в прошлом году в Бангкоке. Было необычно, ярко, занятно, не так страшно, как поначалу казалось, и дешево - все перемещения за 12 дней обошлись около 50$ с человека.