День четвёртый.
Верблюжье утро. Демчигийн-Хийд.
Пять утра. Рань ранняя. Да и вообще, если честно, ночь ещё. Небо звёздное, кругом тьма кромешная. Видимости ровно настолько, насколько достаёт мой налобник. Но в том-то вся и прелесть! Вся красота, интрига и тайна. Я-то знаю, что вот-вот произойдёт. Что случится сейчас, пока все остальные спят в палатках. Вы скажете, конечно, что никакой тайны здесь нет, что сейчас просто наступит утро. Вы думаете, вы догадались? А вот и нет! Ну, нет, оно, конечно, непременно наступит. Но не сразу. Сначала будет ПРЕДЧУВСТВИЕ.
Предчувствие утра. Несколько нереальных, призрачных минут, когда мир будет трепетать и балансировать между светом и тьмой. Когда резкие грани ночи уже растворятся, а затейливые контуры дня ещё не наберут силу. Когда плотная, неподвижная темнота дрогнет и поплывёт в никуда, а прозрачный свет ещё не успеет занять её место… Вот оно, главное чудо утра! Спорим, вы не знали, что каждый день мир рождается заново из этого плывущего хаоса, из зыбкого марева, из НИЧЕГО. Мир творит себя. Сначала его едва можно угадать, потом он, будто позабыв за ночь то, чем был вчера, пробует, примеряет на себя всевозможные формы и обличья, меняется ежесекундно… Ничего нет постоянного на самой границе отступающего сумрака и парящего света...
А это утро было особенным. Солнце показалось над бескрайней, плоской, как стол, равниной самым краешком, первым лучиком.
Свет всё заполнял и заполнял пространство и никак не мог дотянуться до горизонта, словно земля перестала быть шаром и стала мифической твердью, протянувшейся до самого края вселенной, и не иначе, как покоится теперь на трёх слонах, стоящих на черепахе… И по мере того, как ширился свет, выступали из хаоса фантастические гротескные фигуры.
Огромные, не похожие ни на что, они медленно-медленно плыли в светлеющей дымке, поднимали маленькие изящные головки на грациозных длинных шеях, снова склоняли их к земле. Вытянутые тела колыхались, менялись и никак не хотели обретать окончательной формы. Они были повсюду, вокруг, совсем рядом и на самой границе видимости… И всё новые силуэты оставлял за собой отступающий мрак… Сколько их было? Несколько сотен или, может быть, тысяча? И кто они были??? В этом едва родившемся мире, возникающем прямо на моих глазах, в зыбком, неверном свете раннего утра мне на ум приходил только один ответ. Разумеется, это были динозавры, и только они! Огромные стада динозавров паслись в бескрайних полях первозданного мира! Восторг и жуть накатывали разом! Дух захватывало от этой грандиозной доисторической пасторали!
Но солнце поднималось всё выше, воздух наливался светом. Динозавры стремительно эволюционировали… Ну, конечно же! И как я сразу не догадалась?! Верблюды! Это было круто! К сожалению, к тому времени, когда мне удалось вытащить остальных из палаток, картина вокруг была уже гораздо более скромной. Это одна из первых фотографий верблюжьего утра. Очень стильно выглядят корабли пустыни на фоне встающего в облаках солнца, не так ли?
А это - все остальные. Всё, что осталось. Потому что основная масса моих динозавров уже благополучно уплыла в пустыню и была недосягаема для наших фотоаппаратов.
Динозавры были бы, конечно, круче. Но согласитесь, непринуждённо пасущаяся сотня-другая верблюдов - явление тоже не совсем для наших глаз привычное. Всё же верблюды, не бурёнки.
Но - вперёд! Нас ждёт загадочный Дэмчигийн-Хийд. Этот монастырь располагается на краю фантастического каменистого плато… Хочу заметить, что я намерена постоянно употреблять такие слова, как фантастический, потрясающий, удивительный, грандиозный, поразительный, восхитительный и другие подобные. А также различные прилагательные в превосходной степени. Это не я такая впечатлительная. Это оно всё такое впечатляющее.
Ну, так я продолжу. Как я уже сказала, Дэмчигийн-Хийд располагается на самом краю фантастического каменистого плато. Фокус в том, что мы подъехали как раз с другого края, и, чтобы добраться до монастыря, нам надо было, во-первых, как-то взобраться на это плато, а во-вторых, пересечь его. Задача, скажу я вам, не из лёгких! Вот так устрашающе выглядела дорога:
Пейзаж вокруг напоминал древнее поле боя. Блестели дочерна обожжённые солнцем камни. Их нагромождения были похожи на исполинские фигуры людей и животных, полуразрушенные здания и обвалившиеся крепостные стены… Как будто внезапно окаменел целый город в самый разгар жестокой битвы. Разумеется, мы остановили наш УАЗик и разбежались кто куда, исследуя этот невероятный ландшафт.
Убейте меня, я не в состоянии отказаться ни от одной из этих фотографий! Можете их все не смотреть. Но от этих камней лично я просто впадаю в экстаз. Так что сейчас будет нереально много фоток. Понеслась.
Плато казалось бескрайним.
Но мы же упорные, мы отыскали край!
Нагулявшись, мы перекусили:
Отдохнули:
И отправились дальше.
Вот и последние чёрные бастионы.
И, наконец, наша цель, Дэмчигийн-Хийд. Сначала древние руины, а за ними - восстановленный совсем недавно монастырь.
Красиво, не правда ли? Надо сказать, что это не просто монастырь, а «место силы», святыня, которую каждый монгольский мужчина должен посетить хотя бы раз в жизни. Именно мужчина, потому что это место именно мужской силы. Её олицетворяет фаллической формы скала позади храмового сооружения. На фотографиях её хорошо видно. И есть даже портретный снимок. В профиль.
Монголы особым порядком обходят весь ритуальный комплекс, включая священную скалу, и отправляются вот на эти каменные ступени.
Здесь они сидят и поют, постепенно перемещаясь по ступеням всё ниже. Наш водитель Нямдорж тоже ходил петь молитвенные песни. Но фотографировать этот момент мы не посчитали возможным по этическим соображениям. Нам объяснили, что слово «хийд» в названии обозначает монастырь, при котором монахи не живут постоянно. Здесь находят временное пристанище странствующие монахи. Они же отправляют службы в главном храмовом строении. Когда мы были в монастыре, там как раз проходила служба. Некоторые из нас взглянули на происходящее за красивой красной дверью, но фотографировать, опять же, не стали.
А я залезла на одну из окружающих скал, и мне стало так хорошо, что совершенно не хотелось идти куда-то ещё. Открывающегося передо мной вида мне было вполне достаточно, всё видно, как на ладони… Не было ни любопытства, ни желания обойти вокруг той самой скалы (она, конечно, для мужчин, но наши пошли все, без половых ограничений), ни интереса взглянуть на обряд за красной дверью. Было тепло, солнечно и удивительно тихо внутри, во мне самой. Блаженное ощущение покоя и безмятежности разливалось вокруг, текло сквозь меня, омывало мягкими волнами разум, сердце и душу. Пролетело почти два часа. Я не заметила этого времени. Не заметила, что делали все остальные. Не заметила, как меня сфотографировали сидящей на самой прекрасной в мире скале… Зато получилась замечательная фотография. Во всяком случае, мне она очень нравится: я вижу, чувствую на ней то фантастическое ощущение покоя, и мне от этого хорошо. Да и вид внизу вполне заслуживает внимания.
В Дэмчигийн-Хийд мы провели много времени. Приближался вечер. На горизонте стали собираться тучи. Мы продолжили путь. На закате, как обычно, разбили лагерь. Но как же вечер отличался от тихого утра и жаркого, солнечного дня! Тучи затянули всё небо, поднялся сумасшедший ветер, похолодало настолько, что мёрзли руки. Едва мы успели поставить палатки, как начал накрапывать дождь.
Всю ночь дождь то моросил, то прекращался, то принимался вновь… Но к утру он не сумел даже на сантиметр промочить каменистую почву. Однако, когда утром я выглянула из палатки, я не узнала того места, где вчера мы остановились на ночлег. Чёрная пустыня стала зелёной! На всём видимом пространстве, на расстоянии пятидесяти сантиметров друг от друга буквально выстрелили из-под земли пучки свежей зелени! Потрясающе!
(Фотографии
Змея Горыныча , а также Дмитрия Сенотрусова, Нины Наумовой, Елены Емельяновой)