Белуха? Уч-Сумер!

Oct 25, 2011 15:01

Этому походу уже больше двух лет, это начало мая 2009 года. Маршрут немудрящий, Аккем-Кучерла. В разгар туристского сезона по нему только ленивый не ходит. И всё больше на конях. Таких идиотов, чтобы в мае да пешком, кроме нас, конечно, нет.
Но в том-то и прелесть майского Алтая: тишина и безлюдье, после зимы полно дров, все стоянки свободны. Будто и не ходят здесь летом толпы активно отдыхающих граждан, будто и не разбивают лошади тропы до состояния грязного болота.

Но попутчики для нас всё-таки нашлись: пятеро отличных мужиков из Омска. Они забрасывались через некатегорийный, несложный и очень нудный перевал Кузуяк на нанятом в Тюнгуре ГАЗ-66, и на подъёме подобрали нашу бравую троицу. Так мы с ними и шли три дня до самого Аккемского озера. А дальше нам нужно было через перевал Кара-Тюрек в долину реки Кучерлы, а они собирались на восхождение на Белуху. Но об этом позже.
Итак, солнечным утром 1 мая мы вышли из Тюнгура.






Подъём по лесной тропе. Ручьи и речки ещё под снегом, снег лежит ещё и в оврагах, и в распадках. Но ГАЗ-66 - зверь-машина, он по всему этому успешно едет.






Так вот, омичи. Обычно я не пишу о людях: у меня в глазах и в мыслях, и в сердце, и в нервах - только горы и реки. Но был в команде омичей один человек... Серёга Кирилльчик. Этот дядька... В общем, граждане, я всю жизнь буду помнить и гордиться буду, что мне выпало вот так повстречать на тропе настоящего русского святого, по земле ходящего. И глаза его буду помнить. Помнить безмерную доброту, детский восторг, удивление и восхищение перед этим миром, детскую радость открытий к голубых глазах чужого пятидесятилетнего мужика. И вдруг проступит в них мудрость, плеснёт лукавинка... Потряс меня Серёга, до глубины души потряс...



Но всё же придётся оторваться мыслями от мужчины моей мечты и вернуться к майскому чуду гор. А горы просыпаются, открывают глаза после долгого зимнего сна: хоть вокруг ещё полно снега, на каждой кочке, на каждой проталинке уже вовсю цветут отважные майские цветы.




    





И даже на голых камнях примостились крошечные яркие кустики. Ну какие же трогательные!

   





Перевал Кузуяк остался позади, дальше - пешком. Вот она, наша тропа.



Воздушный, какой-то кружевной мох.

     


Седой Аккем, почти без воды, пока не начали таять ледники. И оранжевые камни на берегах Аккема.






А это Ёкарный Бабай, чудище лесное.



И сколько вокруг свежести, сколько воздуха! Какое всё светлое, юное, чистое, нежное. И в то же время потрясает неприкрытая, свободная мощь освобождающихся от снега гор. Ещё пустые речные долины распахнуты навстречу солнцу, небу. В этой открытости, в этой непринуждённой обнажённости, в этой свободной откровенности есть что-то эротичное: всё существует в каком-то безграничном и восторженном космическом единении.
Эта фотография - моя любимая. Нежный хоровод берёз, а за ними - великолепная Белуха.



После ночного дождя - пронзительное небо и сияющие капельки на каждой ветке. Горыныч вылез с фотоаппаратом из кустов мокрый и довольный до невозможности: снимал эти капельки-ожерелья.















Речка Ярлу впадает слева в Аккем чуть ниже Аккемского озера. Долина Ярлу - место совершенно необыкновенное. Борта долины - цветные скалы и осыпи, а камни в Ярлу светятся собственным светом. Они будто покрыты тончайшей алмазной пылью. Но выносить их из долины нельзя: сияние меркнет, цвет уходит, перламутровый зелёный или серебряно-сиреневый камень становится тусклым и унылым серым булыжником. Проверено. Третий год лежит у меня такой камень, ждёт, когда я отнесу его домой, в Ярлу. И я отнесу обязательно!

Вот она, чудесная речка Ярлу. Сейчас воды в ней почти нет - истоки ещё подо льдом и пока это просто ручеёк. Начнут таять ледники - и она заполнит всё русло, да и летом её уже так просто не перешагнёшь. А сейчас всё открыто для нас, ничего не прячет вода.









Детали.












И несколько общих планов.















Здесь, в Ярлу, приверженцы учения Николая Рериха выстроили настоящий каменный город.










      








А теперь - Белуха. Алтайцы называют её Уч-Сумер. Алтайцы считают, что на Уч-Сумер обитают духи Алтая, а значит, людям туда дороги нет: не годится человеку тревожить горных духов. Я верю алтайцам, кому и знать, как не им. Но приезжают на Аккем чужие, уверенные в себе люди, спортсмены и просто искатели приключений. И гибнут. Не секрет, что на Уч-Сумер много, слишком много смертей...

Уч-Сумер не любит незваных гостей. Даже видеть себя он позволяет не каждому. Бывает, люди неделю живут на Аккемском озере, и уходят, так и не увидев белых вершин. Но к нам грозный и прекрасный Уч-Сумер был благосклонен, открылся нам с первой минуты встречи. И улыбался нам вслед, когда мы уходили за перевал. Ни на минуту не отвернулся от нас, не нахмурился, был с нами и днём, и ночью. Посмотрите, как он прекрасен!






























Красивейшее место перевал Кара-Тюрек. Если, конечно, вам повезло с погодой. Нам - повезло!







































И бесконечные благоговейные прощальные взгляды на царственный Уч-Сумер.












В долину Кучерлы спускаемся по тропе вдоль речки Текелюшки. Тропа не сама удобная. Был бы у меня выбор, я пошла бы другой тропой. Но обстоятельства вынудили спускаться здесь. Да, тяжёлая тропа. Но красивая, какая же она красивая!












А вот наконец и Кучерлинское озеро. Всё озеро ещё подо льдом, оттаяла только узкая полоска вдоль берега. Но это лишь добавило таинственности и очарования.



















     


Безумный бирюзовый лёд Кучерлинского озера.






Два дня просто бродили в окрестностях озера, ушли за него, в верховья реки, ночевали на острове, гуляли и фотографировали. Принакрыло снежком...


































    












      





И ещё несколько милых и забавных кадров. Дважды ночевали у алтайцев - на метеостанции на Аккеме и у сторожей на крутой турбазе на Кучерле. Эта пара фотографий оттуда.






А этот чудный стишок фигурирует на дереве в самом начале подъёма на перевал Кара-Тюрек со стороны Аккема.



Горыныч при исполнении. Обожаю его в эти минуты.



Белкины штаны после спуска по сыпухе, и весёлые лошадки, встретившиеся нам на обратном пути.

   


Прощальный взгляд на снежные вершины.



Вот, в общем-то, и всё. Но я пойду туда снова. И не один раз. Этим летом я тоже бродила по Кучерле. Об этом рассказ впереди.

P.S. И кстати, как я позже узнала, омичи в тот раз не поднялись на Белуху. Почувствовали, что нельзя. Нет, восхождение-то они начали, но через пару дней повернули обратно, поняли, что не зайдут. Ну и слава духам!

(Фотографии Елены Емельяновой и Змея Горыныча . А та, где Уч-Сумер в розовом свете, Василия Прасолова, и вообще не из этого похода. Но очень уж в тему!)

маршруты

Previous post Next post
Up