Пасхальный фонтан - загадочная традиция смешивает церковные и народные обряды. Неожиданно возникнув в одной мелкой общине в глубине Франконской Швейцарии, пасхальные фонтаны за сравнительно короткое время завоевали удивительную популярность по всей Франконии, а в наше время - продолжают распространяться за её пределами.
Франконские краеведы установили происхождение традиции, долго и мучительно ковыряясь в церковных книгах. Первый «остербруннен» был документально утверждён в 1909 году городской хроникой Ауфзесса. После чистки центрального колодца над ним установили небольшую конструкцию из еловых веток и расписных Пасхальных яиц.
Спустя сто лет возникновение традиции покрыто таким же мраком, как и Вальпургиева ночь. Почему и зачем возник обычай украшать чистый колодец хвойными ветками с расписными яйцами, почему в начале ХХ века, почему во Франконии, а не где-то в другом месте? Историки-краеведы сражаются за истину, предлагая каждый свою версию первопричин возникновения Пасхальных фонтанов.
Внешне Пасхальный колодец напоминает смесь Рождества и Пасхи. Конструкцию из еловых веток в форме короны украшают разноцветные расписные яйца.
Пасхальные яйца расписываются вручную. По мере коммерциализации народной культуры яичную скорлупу подменяет пластиковые яйца. Внешне отличить пластик от скорлупы довольно трудно, разве что при близком рассмотрении у дешёвого эрзаца заметен шов.
Расписывание яиц - ответственная задача. Фонтан во всей красоте должен был готов за неделю до Пасхи. В украшении главного деревенского колодца, как правило, принимает участие товарищество по интересам, ведающее культурной жизнью поселения, «Kulturverein».
Четыре дня в году в Бибербахе нарушается тишина и покой, когда к крупнейшему (в мире) Пасхальному фонтану съезжаются экскурсионные автобусе с пенсионерами. К их удобству рядом с фонтаном продают жареные сосиски и глинтвейн. Глинтвейн, потому что на Пасху в Германии часто бывает холодно.
«Остербруннен» в Бибербахе, без сомнения, крупнейший в мире.
здесь