Камлающая с ножницами. Якутский модельер Августина Филиппова / Avgustina Filippova

May 17, 2016 20:02




Филиппова Августина Николаевна / Avgustina Filippova - заведующая "Учебно-научной лабораторией инновационного технологического образования при кафедре технологии предпринимательства Педагогического института северо-восточного Федерального Округа им. Аммосова".
Впервые имя якутского модельера Августины Филипповой стало известно в мире высокой моды после апрельской демонстрации одежды в Москве, в Доме моды Вячеслава Зайцева в 1995 году. Тогда фантастические наряды неизвестного художника-стилиста произвели настоящий фурор. Сегодня она знаменитый модельер, преподаватель, инициатор и организатор ежегодных фестивалей моды Республики Саха.




- Я родилась в первый день августа в знаковой местности под названием «Шаманские мастера» между Намским и Горным улусом, - рассказывает Августина Николаевна. - В день моего рождения мама Ульяна Матвеевна обнаружила на земляном полу девять синих мышат. 9 - число всех детей в нашей семье. Много в природе невидимой тайны и силы, где я черпаю свое творческое вдохновение.
По рассказу Августины, при ее рождении присутствовала женщина, которая предрекла ей судьбу «шаманить» с шитьем. Увидев, как отец отрезает ей пуповину ножницами, она воскликнула: «Родилась девочка, камлающая с ножницами». Так оно и получилось.



Свои модели Августина Филиппова впервые представила в 1994 году на республиканском фестивале, где со своим театром моды получила Гран-при конкурса. Сегодня она инициатор и организатор ежегодных фестивалей моды, конкурсов среди модельеров Республики Саха (Якутия). В 2001 году модельер подготовила своих первых учеников по специальности художник-дизайнер.
В костюмах, сшитых Августиной Филипповой, выступают многие танцевальные коллективы республики, известные вокалисты, участники республиканских конкурсов красоты «Мисс Якутия», театр моды «Айыы Коу».
Она не только творит чудесные коллекции одежды, но и обучает мастерству изготовления одежды на основе якутских традиций в творческой лаборатории в селе Горного улуса Бердигестях. Представьте себе - в небольшом селении, окружённой мощной красотой якутской природы, творится чудо высокой моды.
Кроме ежедневной работы в мастерской, Августина Николаевна много ездит по республике с публичными выступлениями, проводит мастер-классы, стараясь научить людей одеваться эстетически и функционально с учетом климатических условий, уважать традиции предков и знать основные направления современной моды, но не подражать ей слепо.
Она даже стала инициатором и идеологом создания этнографического комплекса «Сэркээн Сэhэн дойдута». По ее словам современное время таково, что культуры многих народов исчезают, забываются буквально на глазах, и сейчас как никогда важно сохранить культуру народа Саха, передать ее следующим поколениям.



Свободное время выдающегося дизайнера посвящено стихам и живописи. Все ее работы полны искусной таинственности и волшебства, которыми обладали, быть может, лишь истинные шаманы земли Саха.



Дух долины Туймаада



Солнечная Куо


Традиционный якутский наряд



ледяная дева Муус Кудулу - владычица Северного Ледовитого океана







Чысхаан, Властелин Холода - это современное воплощение якутского мифического образа Быка Зимы, олицетворения неотвратимой стихии.
По якутским преданиям, Бык Зимы ежегодно осенью выходил из Северного Ледовитого океана и нес с собой холод. За день до конца января с юга прилетал могучий орел, дитя теплого неба, сгребал снег со своего гнезда и издавал звонкий клекот. От орлиного клекота Бык Зимы начинал отступать: у него поочередно ломались рога и отваливалась голова, а с ледоходом его туша отправлялась обратно в океан. Историки считают, что образ Быка Зимы в мифологии и фольклоре якутов возник под впечатлением увиденного мамонта, останки которого, видимо, на первых порах переселения якутов на Среднюю Лену находили повсеместно замерзшими во льдах.
Образ Быка Зимы объединил в себе два образа: Мамонта и Быка, незнакомое животное с более древним, но забытым божеством Быка (Буга- нойона). Если в якутской мифологии все духи-иччи очеловечены, с ними люди общаются, приносят жертвы, проводят обряды, добиваясь их благорасположения, то образ Быка Зимы лишен всего этого. В мифах Бык Зимы изображен в виде белого, огромного с голубыми пятнами быка, с огромными прозрачными рогами и морозным дыханием.





Харчаана, якутская Снегурочка



Вот что пишет автор о создании своих работ: «Когда я создаю образы своих моделей, сначала они возникают как звуки, я слышу их, затем они обретают очертания в подсознании, на уровне тонкого мира. Я не могу выразить словами то чудесное состояние, когда нечто, переполняющее моё творческое воображение, отдаляет меня от будничности материального мира и переносит мою душу в мир искусства шитья, очаровавший меня на всю жизнь. Очутившись в этом мире, я читаю узоры, как письмена. Каждый узор, вышитый мастерицами древности, людьми, владеющих ножницами и напёрстком, имеет своё значение, выражает пожелания либо служит оберегом, и я верю в то, что была рядом с ними в той эпохе, дышала с ними одним воздухом. Это удивительно…»



Все узоры в якутской одежде строго симметричны. По аналогии с симметрией человеческого тела. Левая сторона, где расположено сердце, считается женской, правая, соответствующая рабочей руке, мужской. Из этих соображений подбираются и аксессуары. Якутский узор всегда состоит из непрерывной разветвленной линии. Таким образом, предки хотели напомнить своим потомкам, что их род не должен прерываться. Чем больше ответвлений, тем больше детей у того человека, кто носит одежду с этим узором. Древние якуты проделали долгий путь из далеких земель, прежде чем расположиться там, где они сейчас живут. Вся история долгих скитаний также передается в длинных извилистых завитках.



Шапку всегда делали похожей на камелек. Лицо из нее выглядывает, как огонь из печурки. На верхушке обычно оставляли отверстие - для того, чтобы туда, как в жилище-урасу, заглядывали солнце и луна и оставляли семечко мальчика или девочки.
Ушки на шапке означают связь человека с космосом. Это своего рода антенны. В последнее время их принято украшать бисером. Есть и более прозаическое объяснение этого необычного элемента. Когда предки якутов осваивали север, вместо шапок они надевали шкурку с лисьей головы.
Якуты старались, чтобы в их костюме сочетались все цвета года. Черный символизирует землю и весну, зеленый - лето, красный и коричневый - осень, а серебряные украшения - звезды, снег и зиму.























Проводы якутской невесты - это целый обряд. Реконструкция Августины Филипповой.



Девушку всегда одевало множество подруг, служанок или родственниц. Примечательно, что мать никогда в этом участия не принимала
На голое тело девушки одевается нательное белье из ровдуги тонкой выделки.
Нательное белье включает в себя: рубаху, натазник "кыабака" (по-нашему шорты), длинные чулки "сотуруо" из ровдуги, украшение на натазник "туhулук", торбаза (тоненькие сапожки, которые служили чем то вроде носков). Пояс, богато расшитый бисером и бляшками - самый главный атрибут невесты. К концу пояса крепился маленький колокольчик, который должен был зазвенеть когда невеста переступала порог дома мужа. За этим следила специально нанятая бабка (не женщина, а именно бабка). Услышав звон родители мужа убеждались, что невеста не испорчена, а чиста и непорочна.



Поверх белья надевается широкое шелковое платье "халадаай". На сего сверху - расшитая богатая суконная шуба "бууктаах сон", которая украшена всевозможными бляшками, подвесками и узорами, которые служили своего рода оберегом от дурного глаза.
Поверх шубы надевается огромное количество украшений, которые несут в себе сокральный смысл и призваны оберегать чрево и непорочность невесты.
На голову надевается начельник "бастына"
Завершением наряда является высокая меховая шапка "дьабака" с расшитым бисером или шелковыми нитками навершием.
Поверх суконной шубы надевается дорожная меховая шуба и большие меховые руковицы.



В среднем дорожный убор невесты весил до 50 кг. Поэтому двигаться она могла только с посторонней помощью. На лошадь ее сажали трое-четверо человек. Снимали с лошади столько же.
Свадебный убор якутской невесты не менялся в зависимости с сезоном, т.е. и в жару и в холод она должна была покидать дом родителей именно в таком виде. Ведь чем больше на себе унесет девушка, тем больше уверенности в безбедном существовании, в случае развода. Обычно
некоторые украшения передавались из поколения в поколение. Но это было распространено среди бедных семей. Богатые же начинали собирать приданое, когда девочке исполнялось 3 года. Обычно в довесок ко всему убору шел комплект конского убранства и серебрянное седло. Все это - надежный капитал дочери, который будет принадлежать после свадьбы только ей.



По тому, как девушка закончит свадебный день, определяли, какой женой она будет. Вытерпит, не упадет в обморок от веса наряда - значит, сможет родить кучу детей.
Для современного свадебного платья Филиппова оставляет один элемент исторического костюма - меха на плечах. Это своего рода символ отрезанных крыльев. Девушка спускается на землю, чтобы продолжался род человеческий, а со срезанными перьями она не сможет вернуться обратно.

Эскизы костюмов









В 2013 году вышла книга Августины Николаевны «От истоков к искусству», которая открыта для ознакомления в виртуальном пространстве вот здесь

Picture: Victor Li-Fu
Источники: Siberiantimes
и Аrcticmuseum
Почитать: Одежда персонажей в якутском эпосе-олонхо
и Якутский эпос Олонхоиз

мода, этника, творчество

Previous post Next post
Up