А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" и "Сталкер" А. Тарковского

Apr 10, 2015 02:30

Очень долго я зрела для этого поста, собиралась с силами и мыслями, потому что сказать хочется многое. И да, я знаю, что множество людей до меня, которые пользуются в обществе большим авторитетом, уже достаточно сказали, но все же мне очень хочется поделиться с вами своими соображениями. Пожалуй, расскажу я сначала о книге, потом о фильме, а потом сделаю некий общий вывод.

***
Итак, "Пикник на обочине". Культовое произведение советской научной фантастики. Я всегда увлекалась сталкерством и идеей Зоны, только уже в современном понимании, читать было интересно, потому что сразу становится понятно, откуда растут ноги этой идеологии, если можно так выразиться, конечно. Повесть прочиталась очень быстро, наверное, за пару дней. Идея оказалась совершенно потрясающей, но реализация не всегда хороша. Во-первых, язык повествования просто чудовищный. Сразу скажу, что я у Стругацких больше ничего не читала, никогда не любила жанр научной фантастики, поэтому их творчество прошло как-то мимо меня. Поэтому я не могу утверждать все ли книги у них так коряво написаны или в данном конкретном случае это просто стилизация речи главного героя, ведь повествование ведется от его лица, а он просто необразованный молодой парень. Этот вопрос пока что представляет для меня загадку. Думаю, что прочитаю что-нибудь еще у авторов, чтобы разрешить его. Кроме того, в тексте очень заметно, что авторов двое. Во-вторых, у меня возникали периодически вопросы относительно главного героя, его некоторый "супергероизм" смущает. В-третьих, очень забавляет перенесение основного действия в Штаты, о которых Стругацкие, видимо, совсем ничего не знают. И дело не в антураже, а в менталитете. Американцы до мозга костей ведут совершенно русские диалоги, думают, как русские. Никогда не понимала такого "художественного приема". Причем, в книге говорится, что в России тоже Зона существует где-то в Сибири.
Ну да ладно, теперь о хорошем. Совершенно потрясающие диалоги, запоминающиеся герои и образы. И, конечно же, Зона. Не знаю, кого благодарить за то, что когда-то вложил в голову Стругацких такую потрясающую идею: Бога ли? Дьявола? Но это что-то невероятное.
Я крайне рекомендую эту книгу тем, кто ее не читал, даже если вы не любите научную фантастику, как я, обязательно прочитайте. Это действительно того стоит.

***
А теперь о совершенно гениальном Тарковском. Как известно, вариантов сценария к "Сталкеру" существует девять, все они напечатаны, и с ними можно ознакомиться. А теперь вдумайтесь: девять раз с нуля переписывать сценарий, потому что Андрея Арсеньевича что-то не устраивало. И только на девятый раз все получилось.
Фильм снят по мотивам "Пикника на обочине". Откровенно говоря, от книги там осталось мало. Фильм как бы продолжает ее. Действие происходит лет эдак через 20-30 после событий повести.
Образ Сталкера удивительный. Сталкер-юродивый, Сталкер-мессия, адепт новой религии, своего рода новый Иисус, который ведет за собой двух "апостолов" - Профессора и Ученого.
По жанру фильм представляет собой притчу. В нем есть все характерные черты: диалоги, в какой-то степени даже морализаторство.
Талант Тарковского как художника выражается в потрясающем цветовом решении картины: часть фильма снята в цвете, а часть в черно-белом формате. Такой прием как нельзя лучше отражает внутренний мир Сталкера. То, что дает ему силы жить, - цветное; а что отнимает - черно-белое. Именно поэтому вся Зона и все, что связано с его дочкой, Мартышкой (кроме начала), цветное, а весь остальное мир мрачный, черно-белый.
Зона как таковая не присутствует в картине, она просто является фоном для раскрытия персонажей, словно зеркало, она отражает их души, обнажает их перед зрителем.
Фильм потрясающий, совершенно не случайно он стал культовым. Смотреть надо, даже если и не читали "Пикник на обочине". Смотреть и восхищаться Андреем Арсеньевичем.

***
Посмотрев фильм и прочитав книгу, я смогла сформировать общее впечатление. Оба произведения под разным углом освещают одних и тех же героев, по-разному расставляют акценты, но тем не менее делают один вывод.
Мне, правда, хотелось бы снять фильм по книге, очень хотелось бы раскрыть Зону, ведь она живая, она тоже персонаж и очень важный. О фигуре Сталкера все сказал Тарковский, но как же хочется сказать о Зоне. Может быть, когда-нибудь я сниму это кино, кто знает?..



впечатления, аля читает

Previous post Next post
Up