Изведать то, чего не ведал сроду,
Глазами, ртом и кожей пить простор...
Кто в океане видит только воду,
Тот на земле не замечает гор
Владимир Высоцкий
В силу разных причин принцип передвижения "галопом по Европам" не оставляет меня даже за 8 тыс км от самой Европы.
И снова в пятницу вечером мне предстояло провести за рулем. Специально для этой поездки машина прошла ТО, потому что большую часть пути передвигаться придется по серпантину, в итоге стабилизатор в адеквате и мы отправляемся в путь.
Наша цель - предгорье Саян - Тункинская долина. В нашем распоряжении сутки включая дорогу 500 км туда и обратно.
Заранее ночлег мы не бронировали.
Из города идем в довольно плотном потоке машин, развлекая себя обгоном фур по серпантину.
С открытыми окнами и люком приближение Байкала ощущается уже за пару километров, городской зной сменяет не просто прохлада, а леденящая свежесть. Здесь, наверху у поселка Култук открывается панорамный вид на южный берег Байкала. Традиционно останавливаемся купить горячего копченого омуля, только что пойманного, и размяться перед финальным рывком уже по ровной дороге, идущей по долине. Култук известен тем, что родился здесь Сергей Зверев,
сразу живо представилась картина этой иконы стиля в образе торговца утренним омулем. Звезда, что называется, в шоке )))
При въезде в Национальный парк нам говорят "Добро пожаловать в Бурятию!" и взимыют пошлину в размере 50 рублей с носа.
Передвигаемся быстро, но время неумолимо бежит, и вот за окном уже темно,
еду на автопилоте по фонарям спутника. Это только на обратной дороге я увижу, как красиво вокруг в долине: альпийские луга с пасущимися лошадями и коровами на фоне Саян.
Поселок Аршан (в переводе с бурятского - "целебный источник") представляет собой два санатория советского наследия и частный сектор с асфальтированной главной улицей, ведущей к слегка "облагороженному" курорту, где берет начало туристическая тропа вдоль русла горной реки Кынгарга (в переводе "барабан"). Здесь же располагаются пара магазинов и дискотека: местная достопримечательность с воинствующими нетрезвыми бурятами.
При въезде в поселок ночью издалека белеют таблички с надписью "Жилье", мы проезжаем мимо них, в итоге останавливаемся в одной из частных усадеб. Условия весьма средние, но едва дотронувшись ухом подушки на раскладушке, я открываю глаза уже утром следующего дня и вижу в окно Саянский хребет.
Там лежит снег.
У нас всего 4 часа, по повышенному скоплению народа мы легко опознаем начало тропы, и, пробираясь сквозь оживленную торговлю китайско-бурятско-монгольскими товарами а-ля Черкизон, подходим к подъему в горы. Помимо сувениров здесь можно купить местные травы и сборы, а дабы не потеряться в выборе лучше заранее определиться, что именно тебе нужно.
За отведенное время мы смогли подняться только до одного водопада.
Тут еще День России накладывал свои ограничения: повышенное количество отдыхающих, разгоряченных и с неизменным атрибутамами праздника в виде ленточки-триколора и бутылки утреннного пива в руках.
Именно в таких ситуациях помогает умение абстрагироваться от внешних раздражителей, слышать только журчание горной реки, а не попсы из спикерфона мобильника попутчика. Медитировать и сливаться с природой, стирая как в фотошопе с камней синие и красные надписи, сообщающие о том, что выпуск школы такой-то села такого-то праздновал окончание учебы именно здесь.
Мысленно убирать из картинки толпы фотографирующихся на фоне этих исписанных камней.
Вобщем, стало ясно, чтобы увидеть естесственный пейзаж надо преодолеть эту первую туристическую зону и подниматься выше. Там срабатывает естесственный фильтр. Туда доходят не все.
Встав на колени, припадаю губами к кипящей прозрачной реке. Обжигающая вода здесь чистейшая целебная.
Нам пора, мы спускаемся вниз, оставляя за собой право вернуться и совершить настоящее восхождение на Тункинские гольцы.