Попрыгунья - стрекоза

May 20, 2017 14:19

Оригинал взят у ngasanova в Попрыгунья - стрекоза

Жучки, бабочки, паучки

Мир насекомых словно напрашивается на аллегории. Мотыльки, пройдя несколько
трансформаций,устремляются к солнцу, жуки зарываются поглубже, пауки плетут
сети… Человек восхищался, боялся и внимательно присматривался к сожителям
по планете, наделяя их мифическими способностями и недостатками. Шустрые
насекомые «примерили» на себя множество личин и прокрались на холсты художников,
где заняли свое место.

Стрекоза любви

Попрыгунью-стрекозу, как и большинство насекомых, в христианстве недолюбливали и
воспринимали как воплощение дьявола. Так что если на картине младенец Христос
крепко зажал в ручонке насекомое, то это не просто детские шалости, а
свидетельство победы над злом.




Мадонна и Младенец со стрекозой Мастер святого Эгидия 1500-е


Благодаря бурному развитию энтомологии в XIX веке стрекозу, да и не только ее,
реабилитировали ювелиры, превратив в уникальные произведения искусства. Это
позволило расширить ассортимент изделий, разнообразив новыми формами. Женские
прелести уже украшали не только привычные бабочки скарабеи, но и пчелы,
стрекозы, кузнечики, пчелы, пауки.




Женщина-стрекоза Рене Жюль Лалик 1898




Фото: Лампа для чтения «Стрекоза», ок. 1905 года. Студия Тиффани.
Дизайнер - Clara Driscoll.

Мозаика из стекла, филигрань, бронза, инкрустация




Лампа для чтения «Стрекоза», деталь основания лампы, ок. 1905 года.

Особенно «отличилась» эпоха ар-нуво. Напрмер, в 1914 году великая Павлова
исполняла короткий номер "Стрекоза" на музыку Фритца Крейслера (Fritz Kreisler).




Польская картины времен расцвета Европейского символизма. Художник Йозеф Мехоффер
(Józef Mehoffer ,1869-1946) создал поистине странное полотно. В верхней части
картины над всей композицией тяготит гигантская стрекоза. Почему художник выбрал
именно этот образ? Один писатель, например, охарактеризовал стрекозу как
насекомое одновременно "нелепое и тревожное".




Йозеф Мехоффер "Dziwny Ogród" ("Странный сад")

"Мехоффер... создал канонический образ Польской Символистской Живописи в своей
работе, на которой изобразил свою жену и ребенка в сопровождении прислуги."
- Ричард Брэттел
В древнейшей японской книге, Кодзики, образ стрекозы оказывается синонимичен
образу Японских островов.




В 130 Главе "Кодзики" приводится эпизод, в котором император Ю:ряку отправляется на
охоту, и ему на руку сел слепень. Тут же откуда-то появилась стрекоза, которая
сожрала этого слепня и улетела прочь. В память об этом чудесном событии император
сложил стихотворение.

"И так, чтобы увековечить
Память об этом событии,
Небом созданную
Землю Ямато стали называть
Островом Стрекоз"

Басё писал:

Все кружится стрекоза...
Никак зацепиться не может
За стебли гибкой травы




Ещё о Басё и стрекозах.

Конрад Тотмэн (Conrad Totman) в своей работе припоминает встречу Басё с одним из
его учеников: "Однажды, прогуливаясь с Басё по полю, его ученик Какаку был так
вдохновлен образом стремительной стрекозы, что составил стихотворение:

Оторви пару крыльев
У стрекозы -
Получится стручок перца.

Говорят, что Басё на это воскликнул: "Нет! Это не хокку. Если хочешь сложить хокку
об этом, сложи вот так:

Добавь пару крыльев
К стручку перца
И появится стрекоза."

Если присмотреться, видно крысу, которая выбирается из прорехи
в бумажном фонарике слева.




Киёчика Кошка и фонарик

" Остроумная гравюра, сохраняющая игривый тон Кошки и фонарика. На фоне рассыпающегося
сарая, увитого плющом, две курицы ошеломлены одной-единственной стрекозой. Петух -
самим насекомым, курица - ее тенью на земле. Неясно, придумал ли такую игру с тенью
сам Киёчика, или нет, но гравюра, безусловно, показывает то, что он обладал отличным
чувством юмора..."

Генри Д. Смит Второй (Henry D. Smith II)




Киёчика Курицы и стрекоза

Наброски неизвестного художника из учеников Хокусая.







На укиё-э Кунисады, датированным примерно 1827 годом,
стрекозы на одежде женщины и мужчины




То, что осень настала,
Предрешено
Красной стрекозой

Сирао (1738-1791)




Веер - авторство Куниёши




Самые красивые изображения стрекоз в японском искусстве нередко можно найти
на инро (коробочка для хранения мелочей).




Инро 19 века, лаковое с золотым напылением. Одзимэ - нечто напоминающее бусину,
удерживающую нить, деталь в верхней части инро тоже украшена изображением стрекозы.







Кодзука (нож самурая)




Кавари кабуто (японский фигурный шлем) 17 века




Седлоло-кура эпохи Эдо




Искусство.

Previous post Next post
Up