В лирике Блока 1910-х годов нарастают щемящие, горестные ноты тоски, бездомности, безотчетной тревоги, ощущения грядущей гибели окружающего его мира. Голос поэта воспринимается современниками как "трагический тенор эпохи", его лирический герой несет на себе печать "испепеляющих" "страшных лет России".
"Музыкальное" восприятие революции как разрушительной стихии отразилось в знаменитой поэме "Двенадцать". Финальный образ ее, Иисус Христос, возглавляющий шествие двенадцати красноармейцев, вызвал "бурю страстей" в литературном стане. Поэма была резко негативно встречена 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, Г. И. Чулковым, Ф. Сологубом, но в то же время ее высоко оценили Андрей Белый и М. А. Волошин.
Двенадцать апостолов Александра Блока
Число 12 в русской традиции переполнено значениями. Это и священное двенадцать апостолов, и мистическое «средостение» стрелок на циферблате - зловещая полночь, время хаоса и неопределенности. Пожалуй, нет произведения, более впитавшего в себя всю мистику и символизм дюжины, чем поэма Блока «Двенадцать». Она как бы стоит в одном ряду с другими образчиками мистицизма в русской культуре: «Черным квадратом» Малевича, сгоревшим томом «Мертвых душ», булгаковской бесовщиной…
...Слова сложились в строчки сами собою за считанные дни. Блок говорил о своем тогдашнем состоянии как о «бессознательной лихорадке». Дописав знаменитую строчку про Иисуса Христа, поэт воскликнул: «Сегодня я - гений».
Весь текст пронизан инфернальной атмосферой с густой примесью революционной горячки. И все это на фоне вьюжного, оледенелого, январского Петрограда через год после революции 1917 года.
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!
Блок начинает с черного. Едва ли символист мог не придавать этому значение. В этих контрастах так и чувствуется: новый мир после переворота будет создаваться из…зловещего хаоса.
Кто же будет его создавать?
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом - огни, огни, огни…
История сохранила множество свидетельств относительного того, что красногвардейские патрули состояли из 12 человек. Но кроме того, это еще и народные 12 кудеяровских разбойников, проливавшие «крови честных христиан».
В зубах - цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Бубновый тузом называли желтый четырехугольник на спинах арестантов - чтобы в случае побега стрелять по ним было легче. Вот какова блоковская характеристика для строителей «нового мира».
«Эх, эх, без креста!» - продолжает Блок. Здесь так и слышится отголоском постулат Достоевского: «если Бога (т.е. креста) нет, то все дозволено», а также продолжение ответа на вопрос: «что будет, если Иисус снова придет на землю?», поставленного писателем в «Легенде о Великом Инквизиторе».
До сих пор вызывают жаркие споры последние строки поэмы, где Иисус возглавляет эту банду головорезов, идущих маршем с винтовками на плечах. Даже Гумилев утверждал, что Блок, написав «Двенадцать», послужил «делу Антихриста» - «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя».
…Так идут державным шагом,
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой, невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
Почему Христос возглавляет это шествие нечистой силы? Мы видим, что снова на страстотерпца водружен карикатурный венец, «белый венчик из роз», и снова шагает он поверх стихии, «поступью надвьюжной».
Он пришел не возглавлять это шествие. Раз креста нет, так все дозволено. Эти двенадцать антиапостолов не ведают, что творят! «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Лк. Гл 23 ст 34
Блоковский Иисус сошел в адский Петроград спасать: искупать чужие грехи и выводить оттуда праведников. Вот и кровавый флаг в преломлении символистов вполне мог значить багровую порфиру - признак высшей власти.
Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый - «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого»
.
Блок не «благословлял» революцию атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Слушайте музыку революции», − призывал Блок.
Александр Блок прожил короткую жизнь - всего 40 лет, но творческий путь его с поистине необычайной яркостью, глубиной и искренностью отразил сложнейшие году в судьбе его Родины. Действительно, рубеж двух веков, начало 20 века, первая русская революция, время между двумя революциями, Великая Октябрьская революция и первые годы после неё - вот этапы его судьбы. И понять мир и поэзию Блока можно лишь в неразделимой связи с жизнью России в тревожное время, когда создавал он свои произведения.