Оригинал взят у
alindomik в
ПЕТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС и Изабелла Брант ЖЗЛ (ПЕТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. ДВЕ ЛЮБВИ, ДВЕ СВЕТЛЫХ ПОВЕСТИ ЧАСТЬ 2)
По возращении из Италии Рубенс входит в привычный круг своей среды - бюргерской образовательной интеллигенции. Рубенс становится членом общества романистов, старейшина которой - Ян Брейгель. Он возобновляет дружбу со школьным товарищем Балтазаром Моретусом, который помогает своему отцу управлять старинной типографией Плантена. Он завязывает дружбу с бургомистром Антверпена, Николасом Рококсом. Рубенс сводит знакомство и со свояком Филиппа, секретарем городского суда Яном Брантом. Этот чиновник получил образование в Лувене и в Бурже, подолгу жил за границей, он - автор нескольких ученых трудов.
Его 18-летняя дочь Изабелла пленила Рубенса своим сдержанным обаянием. Ему тридцать два года, судьба ему благоприятствует - он может основать семейный очаг.
1591- 20 июня 1626
Рубенс Изабелла Брандт фрагмент "Жимолостной беседки" 1609 г.
Дочь Яна Бранта и Клары де Мой. Её отец был статс-секретарём Антверпена. Первая жена живописца Питера Пауля Рубенса. Родила ему троих детей - Клару Сирену (1611-1623), Альберта (1614-1657) и Николааса (1618-1655). Умерла в возрасте 34 лет от чумы.
3 октября 1609 года Рубенс сочетается браком с Изабеллой. Бракосочетание совершено в аббатстве св. Михаила, неподалеку от дома Рубенса - он по-прежнему живет на Монастырской улице, где жила его мать. На свадьбе брата Филиппа Петер Пауль, по его собственным словам, играл роль мажордома. На свадьбе Петера Пауля Филипп взял на себя роль поэта и воспел счастливую чету в латинских стихах.
Петер Пауль по-своему отметил это торжественное событие. Он изобразил себя с молодой женой в обрамлении зелени и цветов. Рубенс пишет «Жимолостную беседку. Автопортрет с Изабеллой Брант» (1609 г. Старая Пинакотека, Мюнхен).
Рубенс Жимолостная беседка. Автопортрет с Изабеллой Брант 1609 г. Старая Пинакотека, Мюнхен
Его сюжет представлен композицией, где фигура Рубенса, сидящего на скамейке беседки, увитой цветущей жимолостью, слегка наклонилась к расположившейся около него на брошенном на землю голубом плаще Изабелле Брант, покойно положившей свою руку на руку супруга. Этот скромный жест, чуть склонённая голова соединяет эту пару. Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержано и достойно. Поза художника исполнена крайней непринуждённости и свободы, он сидит, закинув ногу на ногу.
Особого внимания заслуживает передача выражения лица Рубенса и его супруги.
Живописец тщательно пишет свой портрет. Открытое лицо Рубенса спокойно, глаза прямо смотрят на зрителя, правильные и красивые черты его лица, аккуратная бородка и усы, выбивающиеся из-под шляпы каштановые пряди волос - всё подчёркивает уравновешенность и достоинство художника. Лицо Изабеллы Брант согрето еле заметной нежной улыбкой, отражающей глубину её радости и счастья.
Рубенс одет в щегольской костюм, тщательно выписанный художником. Его пурпуэн ( особый вид камзола) с широким кружевным воротником, штаны с желтыми подвязками под коленкой, бежевые чулки, обтягивающие мощные мускулы ног, кожаные туфли с изящными подвязками, шляпа с высокой тульей и металлической брошкой. Весь его наряд вместе с пышным, дорогим нарядом Изабеллы Брант придает портрету законченный вид типичного портрета в стиле барокко. Две склонённые друг к другу фигуры и соединённые руки Рубенса и Изабеллы Брант символизируют внутреннее согласие и любовь этих людей.
Сохранилось несколько портретов Изабеллы Брант кисти Рубенса, созданных на протяжении их счастливой совместной жизни. Художник писал её, не стремясь приукрашивать её внешний облик.
Рубенс Портрет Изабеллы Брандт 1610 г. Gemäldegaleri, Германия
Портреты Изабеллы Брант правдивы, точны в деталях, скромны в изображении аксессуаров и фона. Её образ привлекает нас доверительным и добрым выражением лица.
Глава 11. Портреты эрцгерцога и эрцгерцогини.
Период тихого счастья. В заказах нет недостатка. Художник пользуется всеобщим уважением.
В апреле 1610 года он становится восприемником малютки Клары, дочери Филиппа.
Еще год назад Рубенс выполнил эрцгерцогский заказ - портреты Альбрехта и Изабеллы.
Рубенс. Портрет эрцгерцога Альбрехта VII, правителя Южных Нидерландов. 1609 г. Музей истории искусств, Вена
Рубенс Porträt der Infantin Isabella Clara Eugenia, Regentin der südlichen Niederlande 1609 г.
В 1610 году ему вновь были заказаны портреты эрцгерцога и эрцгерцогини, и он усердно поработал над ними - приукрасил, насколько мог, так что получилось, что инфанта напоминает скорее здоровую фламандку, чем представительницу испанских Габсбургов, а ее супруг похож на добродушного и недалекого буржуа. Но их одежды великолепны и осанка указывает на несомненное королевское происхождение. Хочется только уточнить,что в работе над этими парными портретами принимал участие Ян Брейгель Бархатный.
Рубенс Портрет эрцгерцога Альберта Австрийского 1610е Музей Прадо
Рубенс Портрет инфанты Исабель Клары Эухенио 1610е Музей Прадо
За годы после назначения Рубенса придворным живописцем он не только выполнял положенную ему работу при дворе, то есть рисовал портреты придворных и занимался декоративным оформлением дворцов и церквей, но еще и не забывал принимать заказы от других покровителей, как в Испанских Нидерландах, так и из-за рубежа. Насколько Рубенс был опытным дипломатом и политиком, настолько эти же его качества проявлялись и в официальных портретах.
Глава 12. Поклонение волхвов
Рубенс был монументалистом по призванию. Но технике фрески он предпочел масляную живопись. И достиг виртуозной манеры письма, как в необыкновенном фактурном разнообразии, так и в умении придать картине праздничный декоративный характер.
Магистрат Антверпена задумал украсить городскую ратушу. Заказ на картины для только что реставрированного зала заседаний штатов получили два художника Рубенс и Абрахам Янсенс. Рубенс пишет: «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей).
Рубенс Adoration of the Shepherds 1609 St.-Pauluskerk, Антверпен
Это превосходная возможность продемонстрировать согражданам, чему он научился за время своего долгого пребывания в Италии. Размеры заказанной картины велики - есть где развернуть сцену поклонения.
Люди в богатых одеждах, лошади, верблюды, богатые дары, мускулистые тела, горящие факелы - все способствует великолепию картины. Темный фон мощным контрастом подчеркивает светлые части полотна. В этом, без сомнения, есть влияние Караваджо.
Быстрота его работы изумляла современников. «Поклонение волхвов» высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней. Картина произвела большое впечатление.
Но картина Абрахама Янсенса понравилась не меньше. В своей аллегорической композиции «Шельда и Антверпен» этот художник показал себя достойным соперником своего собрата по искусству.
Abraham Janssens Scaldis und Antwerpia 1609 г. Антверпен
Хочется добавить, что к теме волхвов Рубенс будет возвращаться не один раз.
Рубенс Adoration of the Shepherds 1617 г.
Глава 13. Религиозные сюжеты
Вскоре по ходатайству его друга Корнелиса ван дер Геста настоятель церкви Синт-Валбург заказывает ему триптих для украшения главного алтаря.
На деньги, которые ему предлагают за работу, он вместе с семьей может безбедно существовать несколько лет.
Рубенс пишет «Воздвижение креста», которое производит сенсацию.
Рубенс Raising of the Cross 1610 г. Антверпен
В "Водружении креста" весь сюжет в действии. Горизонтали и вертикали картины статичны, зато диагонали полны динамики. В этом необузданном произведении все - сплошное движение, в котором радость бессмертной жизни, противостоящая смерти, и любовь к жизни, которая преображает все, вплоть до темы смерти.
Необыкновенный успех имела его роспись алтаря, выполненная им в период с 1611 по 1614 год для Антверпенского собора.
Кафедральный собор в Антверпене XVII век
Антверпенский кафедральный собор Богоматери сегодня
Главной картиной была "Снятие с креста", слева - "Кара Господня", а справа - "Представление в храме".
Зрителя поражала, прежде всего, фигура мертвого Христа.
Рубенс Descent from the Cross 1612-14 г.г. Кафедральный собор, Антверпен
"Это одна из самых прекрасных его фигур, - писал знаменитый английский живописец сэр Джошуа Рейнольдс , - Голова, упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его".
Рубенс Descent from the Cross центральная панель 1612-14 г.г. Кафедральный собор, Антверпен
С перехватывающей дыхание виртуозностью Рубенсу удалось передать то мгновение, когда тело освобождено от креста, до того, как оно под тяжестью своего веса сползает в крепкие руки святого Иоанна, который стоит, раскрыв свои объятия, чтобы принять его. Фигура слева слегка поддерживает левую руку Христа, а справа достопочтенный Никодим, ухватившись за конец савана, другой рукой удерживает его тело. Стоящая на коленях Магдалина поддерживает руками его ступни. Но никто из них покуда не принял на себя его тела; это критический момент, схваченная художником доля секунды, перед тем как мертвое тело окажется на протянутых к нему руках.
Именно эта картина сделала Рубенса первым религиозным художником своего времени.
В период с 1609 по 1621 год для художника наступило счастливое время.
Он продолжает начатую тему Христа, выполняя картины "Распятие" и "Снятие с креста".
Рубенс The Crucified Christ 1610-11 г.г. Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, Антверпен
Рубенс The Entombment 1611-12 г.г. Национальная галерея Канады, Оттава
А в 1611 начинает еще один триптих для кафедрального собора о воскресении Христа, таким образом, как бы, замыкая тему и превращая ее в своеобразную трилогию.
Рубенс The Resurrection of Christ 1611-14 г.г. Кафедральный собор, Антверпен
Впрочем, к теме Христа Рубенс будет обращаться неоднократно.
В марте 1611 года у Петера Пауля родилась дочь, которую назвали Клара Серена. Крестным отцом девочки стал Филипп.
Но радости жизни скоротечны. В семье Рубенсов многие умирали безвременно и скоропостижно. В последних числах августа, не проболев ни одного дня, внезапно скончался Филипп Рубенс, едва достигший тридцати восьми лет.
Чтобы сочинить эпитафию брату, Петер Пауль, неуверенный в своем знании латыни, прибегнул к содействию друзей. Эпитафия должна быть пышной и достойной древних - этого требует обычай. Петер Пауль тоже внес свою лепту в увековечение памяти брата - он украсил его гробницу картиной. Художник, уже считавшийся опекуном детей Бландины, теперь взял на себя попечение и о двух детях Филиппа.
Филипп оставил неизданный латинский труд «S. As-terii Episcopi Amascae Homiliae Graece et Latine». Этот ученый труд достойно увековечит его память. Ян Брант, свояк покойного и тесть Петера Пауля, взял на себя заботу об издании этого труда, а Петер Пауль сделал для него рисунки, гравюры с которых исполнил Кориелис Галле Старший.
Рубенс рисовал алтарные образы для Антверпенского собора, для всех самых крупных городских церквей, а также для провинциальных храмов в близлежащих Мехелене и Генте.
Эрцгерцог тоже не забывает о художнике из Антверпена. В 1613 году он заказывает ему «Вознесение богоматери» для церкви Нотр-Дам де ла Шапель в Брюсселе. Одна из представленных ниже картин является предварительным вариантом. Судя по тому, что церковь находилась в Брюсселе, то Рубенс писал эту работу не 11 дней, а 7 лет.
Рубенс Assumption of the Virgin
Рубенс Assumption of the Virgin 1613-20 г.г.
На следующий год у Изабеллы Брант родился сын, - эрцгерцог дает согласие быть восприемником мальчика, которого нарекают Альбертом.
Питер Пауль Рубенс Albert Rubens 1619 г.
С 1610 года Рубенс уже владеет домом на улице, идущей вдоль канала Ваппер возле площади Мэйр.
Ученики стекаются к Рубенсу со всех сторон. Многим приходится отказывать.
«Я до такой степени осажден просьбами, что многие ученики уже несколько лет ждут у других мастеров, чтобы я мог их принять к себе»,- писал Рубенс в 1611 году.
Работы также было много.
«Я так обременен заказами для общественных зданий и частных галерей, что несколько лет не буду в состоянии принимать новые обязательства» - пишет он далее.
При большой "общественной нагрузке" Рубенс успевает "купаться" в своих любимых мифологических и аллегорических сюжетах.
Рубенс The Drunken Hercules 1611 г. Дрезден
Рубенс Roman Charity 1612 г. Эрмитаж
Рубенс Jupiter and Callisto 1613 г. Кассель
Рубенс Venus and Adonis 1614 г. Эрмитаж
Рубенс Venus Frigida 1614 г. Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, Антверпен
При этом Рубенс взял себе за правило не отказываться ни от одного заказа, и, не справляясь самостоятельно с их исполнением, он создает свою мастерскую. Из его мастерской на протяжении всей его жизни вышло множество разных живописных произведений.
Рубенс был знатоком античности и философии (бюсты знаменитых философов он часто изображал на портретах своих друзей), коллекционером (в его коллекцию входили великолепные медали и монеты, изделия из камня и кости, произведения живописи - их насчитывалось более трехсот).
Глава 14. Словесный портрет художника
Знаток искусства XVII века Роже де Пиль дает такой портрет художника:
«Он был высокого роста и обладал величественной осанкой, черты лица имел правильные, щеки румяны, волосы русые, глаза его блестели, но не слишком ярко; он казался жизнерадостным, мягким и вежливым. Он отличался приветливым обхождением, ровным нравом, легкостью в разговоре, живым и проницательным умом; говорил размеренно, очень приятным голосом. Все это придавало его словами естественную красноречивость и убедительность. Он мог без труда разговаривать, занимаясь живописью; не прерывая работы, непринужденно беседовал с теми, кто приходил его навестить.
Казалось бы, многое в его жизни отвлекало от регулярных занятий, тем не менее, жил он очень размеренно. Он вставал всегда в четыре часа утра и обязательно начинал день слушанием мессы, потом он принимался за работу, имея всегда при себе наемного чтеца, читающего ему вслух какую-либо хорошую книгу, обычно Плутарха, Тита Ливия или Сенеку.
Он необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью. Он работал таким образам до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город, или на городские укрепления, или как-либо иначе старался дать отдых своему уму.
По возвращении с прогулки он обычно находил у себя дома нескольких друзей, пришедших отужинать с ним вместе, умножая тем самым застольные удовольствия. Однако он терпеть не мог излишества в вине и пище, а также в игре. Самым большим удовольствием для него было проехаться на каком-нибудь прекрасном испанском коне, прочитать книгу или заняться разглядыванием своих медалей, своих агатов, сердоликов и других резных камней, прекрасным собраниям которых он располагал.
Он редко посещал своих друзей, но принимал посетителей так любезно, что все любители изящного, все ученые и просто иностранцы любого звания, приезжавшие в Антверпен, приходили к нему поглядеть на него самого и на его художественную коллекцию, одну из лучших в Европе. Он редко делал визиты, имея на то свои причины, однако никогда не отказывал живописцам, если те просили его прийти взглянуть на их работы. С отеческой добротой он высказывал им свое мнение, а иногда брал на себя труд подправить их картины. Он никогда не осуждал чужих произведений и находил нечто хорошее в любой манере».
P.S. Прочитав эту цитату, подумал, что де Пиль немного идеализирует художника, поскольку слог немного возвышенный и в каждом предложении чувствуется обожание предмета описания. Потом нашел у автора книги подтверждение своей мысли. Авермат вообще развенчивает эти мифы по поводу распорядка дня Рубенса и его любезного отношения ко всем.
Глава 15. Рубенс - анималист
Рубенс порой напоминает дремлющий вулкан.
Но иногда темперамент и долго сдерживаемое творческое напряжение побеждают, и тогда появляются произведения, в которых Рубенс раскрывает свою титаническую натуру. Таковы его полотна, изображающие охоту, написаные в 1616-1618 годах. (Думаю, даты нужно уточнить, поскольку даже картины, представленные ниже, написаны в 1615-21 годах!)
Рубенс Охота на льва 1621 г. Мюнхен
Невероятны ракурсы фигур, яростны движения, грозны звери. В картине "Охота на львов" победителей нет. Смерть витает над каждым ее участником. Никто из предшественников Петера Пауля не писал львов, волков и леопардов в столь трудных и неожиданных позах.
Рубенс Hippopotamus and Crocodile Hunt 1615-16 г.г.Старая Пинакотека, Мюнхен
Рубенс Wolf and Fox hunt 1610е Метрополитен
Что до лошадей - он всегда ими восхищается. Он создал тип идеального коня - с узкой головой, широким крупом, нервными ногами, длинной развевающейся гривой, с хвостом, похожим на султан, с трепещущими ноздрями и огненным взглядом.
Изображение коня он часто использовал в композициях своих портретов, охот, битв, религиозных сцен, он посвятил ему одно из самых лирических и, несмотря на воинственный сюжет, одно из наиболее гармонических своих произведений - "Битву греков с амазонками".
Рубенс Битва греков с амазонками 1618 г. Старая Пинакотека, Мюнхен
Сюжет картины навеян легендой.
Пенфесилия, царица амазонок, решив умилостивить богиню Артемиду, выступила со своими воительницами-амазонками во главе троянского войска против греков.
Одного за другим сражала славных героев Греции могучая дочь бога войны Ареса. Дрогнули греки и начали отступать. Но тут на помощь грекам явились Ахилл и Аякс Теламонид, первоначально не участвовавшие в битве. Храбро бросилась на Ахилла Пенфесилия, но могучий Ахилл пронзил ее копьем вместе с конем. Лишившись своей героической предводительницы, амазонки были разбиты.
Глава 16. Первые автопортреты
С тех пор как Рубенс вернулся в Антверпен, он написал множество портретов, и все они имели большой успех. В этом жанре он также перевернул все традиционные представления.
Нидерландские художники всегда считались мастерами портретной живописи.
Рубенс развил портретный жанр в чисто декоративном направлении. Игра тканей и драгоценностей, брыжжей и воротничков, перьев и прочих аксессуаров позволяет художнику не слишком внимательно всматриваться в лицо модели, и не потому, что он им не интересуется, а потому, что оно превращается для него в одну из деталей.
Даже когда Рубенс пишет автопортрет, он не считает нужным углубляться в изучение самого себя.
Он дважды пишет себя без шляпы. Сначала в «Четырех философах».
Рубенс The Four Philosophers. Selfportrait with brother Philipp, Justus Lipsius and another scholar. 1611-12 г.г.
На портрете он изобразил себя вместе с Юстом Липсием, Вовериусом и братом Филиппом, хотя, по сути дела, среди тех, кто изображен на этой картине, нет ни одного философа. Единственный философ на картине - это Сенека, идол всех четверых, представленный скульптурным изображением.
Потом художник изобразил себя в 1620 и 1628 годах.
Рубенс Автопортрет 1620 г.
Рубенс Автопортрет 1628 г. Галерея Уффицы
Несколько автопортретов появится и в 1630х годах, но так как Рубенс начал рано лысеть, отныне он всегда будет скрывать свой лоб под большой широкополой шляпой.
В марте 1618 года Изабелла Брант родила второго сына, Николаса.
Рубенс Nicolaas Rubens 1619 г.
Восприемником мальчика был Андреа Пикенотти, представлявший крестного отца, маркиза-генуэзца Никколо Паллавичини, заказы которого Рубенс не раз выполнял. Через маркиза Рубенс пытался поддерживать связь с итальянскими заказчиками.
Глава 17. "Персей и Андромеда" и "Распятие на кресте"
В 1620-1621 годах Рубенс пишет "Персея и Андромеду".
Рубенс Perseus and Andromeda 1620-21 г. Эрмитаж
Дочь царя Кефея Андромеда принесена в жертву морскому чудовищу. Ее гибель неминуема. Но нежданно на помощь к ней является сын Данаи и Зевса Персей. Потрясенная девушка благодарит героя. Известный мифологический сюжет художник перевел на язык Фландрии, привнес детали реальной жизни своей страны, своего времени.
В 1622 году Рубенс пишет еще один вариант картины "Персей освобождает Андромеду".
Рубенс Perseus Freeing Andromeda 1622 г. Берлин
В 1620 году бургомистр Антверпена и друг Рубенса Николае Рококс заказал ему "Распятие на кресте" для францисканской церкви Реколле.
Otto van Veen Portrait of Nicolaas Rockox
Эта, теперь ставшая знаменитой, картина называется "Удар копьем" и написана совместно с ван Дейком.
Рубенс Christ on the Cross between the Two Thieves 1620 г.
На ней римский воин копьем пронзает бок Христа. Небольшая группа людей, оплакивающих Христа, грубо оттеснена солдатами на лошадях с небольшого пространства вокруг трех грубо сколоченных крестов на Голгофе. Грубость и жестокость публичной казни контрастируют с молчаливо выраженным горем стоящих рядом Богоматери и святого Иоанна, с состраданием Марии Магдалины, которая жестом, молящим о защите, протягивает руки к солдату, поднимающему свое копье.
Хочется заметить, то ли от трагичности самой темы, то ли от чуткой эмоциональной восприимчивости, но на меня произвела впечатление не только эта картина о распятом Христе, но и полотна на этот сюжет, написанные как раньше 1620 года, так и позже.
Рубенс Christ on the Cross 1627 г.
Хотя искусствоведы считают, что этот драматический эпизод Голгофы лишен у Рубенса подлинного страдания. Тело Христа, как и тела двух разбойников, исполнено атлетической мощи. Скорбная группа, состоящая из Марии и Иоанна - к ним еще следует добавить трогательную Магдалину, - уравновешена живой и красочной группой всадников.
Использованы материалы из Википедии и
книги Роже Авермата "Питер Пауль Рубенс" (Вольное описание жизни художника).
http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post107471773/