Dec 16, 2024 15:24
Самая страшная война - это война внутри государства, когда, вроде, снаружи никто не нападает, а кровь льётся в три раза интенсивнее. И самое страшное, что непонятно, кто враг, кто друг. Сначала приходят одни, убивают, жгут и грабят, потом их сметают вторые, вроде бы, совсем другие, но они тоже грабят, жгут и убивают, потом третьи... Как на море, одна волна сменяется другой, и выжить под этим адским цунами удастся только самым живучим. Живучим, как гадюки. Об одной такой "Гадюке" рассказывает спектакль Одного театра по повести А.Н.Толстого.
Трагическая и почти невозможная история Ольги Зотовой в руках Дмитрия Мулькова и Артёма Казюханова получилась ожидаемо мрачной, показывающей, что живучесть и способность подобно гадюке менять кожу, адаптируясь к меняющейся действительности, далеко не гарантирует такую же стойкость психологическую. Дарья Женихова мастерски показывает медленный распад личности Ольги Зотовой: от нежной кисейной барышни к стойкой боевой единице, от нее - к клерку нового времени, не понимающему ни своей роли, ни своего места в изменившейся действительности, и далее - к хладнокровному убийце, человеку, крадущему самое дорогое - человеческую жизнь, тому кого всю жизнь ненавидела.
Однако и в этом беспросветном хаосе есть место светлым чувствам, и они влияют на "смену кожи" героини ничуть не меньше, чем шаткая политическая ситуация. Кисейной барышней ее сделала любовь родителей; стойким бойцом - влюбленность в Емельянова, который в исполнении Артёма Акатова предстал перед зрителями одновременно и жестоким насмешником - истинным большевиком, шестеренкой безжалостной машины красного террора, и в то же время бесконечно нежным, заботливым и чутким человеком, не влюбится в которого просто невозможно. Его потеря сделала из и так уже изувеченной личности Ольги, неприкаянную, потерянную в новом времени тень без цели и понимания, куда же дальше плыть. А новая, сильная, но невзаимная любовь довела до последнего предела.
Спектакль получился очень медитативным, с частыми рефренами, кольцами удава (гадюки, вроде бы не душат) сжимающимся вокруг главной героини и наблюдающими за ней зрителями. Это не та постановка, на которую хочется пойти с компанией друзей после тяжёлого дня. Она эмоционально тяжёлая, но при этом и необходимая. Как напоминание о том, что любая революция - это всегда красивая идея и кровавое воплощение.
театр с человеческим лицом,
физик-нефилолог,
обзор