О любви к искусству. Впечатления от сериала "Балет" (2023)

Jul 10, 2023 12:40

Весной я наткнулась на рекламу отечественного сериала "Балет". Реклама была очень эстетичная, а наличие Аллы Сигаловой (которую я безмерно уважаю) в главной роли убедило меня, что как минимум одну серию я посмотрю. Первая серия очень порадовала и красотой, и хорошей динамикой сюжета.
Если кратко, то в далёкое советское время балерина Большого театра во время гастролей прямо со сцены, не сняв пачки и пуантов, сбегает от страшных серых людей в форме в посольство Америки и просит убежища.
Спустя почти 40 лет она становится известным хореографом, её постановки "рвут" зарубежные сцены и неизбежно привлекают внимание бывших соотечественников, которые понимают, что было бы очень даже неплохо, чтобы мировая звезда, рождённая в СССР, поставила что-то на сцене Большого театра.
Вот только эмоциональной современной хореографии очень сложно поселиться в театре, по уши погрязшем в "Лебедином озере". И несмотря на то, что все танцовщики уже живут в 2023, представители министерств до сих пор остаются в своих 80х и гордо несут стяг "лучшего театра в мире". Пусть пыльный и подлинявший и, как в песне, на фуражке на моей серп, и молот, и звезда (как это трогательно: серп и молот и звезда©), зато стабильный и нерушимый. И приходится танцовщикам раз за разом, из года в год танцевать навязшую на зубах классику, даже не мечтая о переменах, пока в зале сидят, утирая слезы умиления с дряблых щёк, министерские пни, безжалостно душащие все, что хоть как-то выбивается из их представления о прекрасном.
На столкновении живого искусства и искусства идеально заформалиненного строится основной сюжет. История о суровой советской цензуре и креативном бунте танцовщиков (с доносами, большим шансом сесть в тюрьму и побегом из страны) повторяется в современном мире, где конформизм и боязнь, нет, не сесть в тюрьму, но вылететь из самого престижного театра страны, сталкивается с бесшабашностью, дерзостью и вдохновением.
Сериал напомнил мне "круглый стол" в нашем министерстве культуры много лет назад. Там присутствовали театральные критики Москвы и Питера, наши театральные деятели, и, конечно, представители Министерства. Так вот, мне очень запомнился эмоциональный диалог между нашим министром культуры и известным московским театральным критиком. Одна, закатывая глазки сетовала на то, что молодежь (попытайтесь процедить сквозь зубы) позволяет себе ходить в театр (с придыханием) в джинсах и кедах (интонация в ужасе взлетает). Вот раньше такого не было, раньше в театр (с придыханием) приносили сменные туфли и переобувались в фойе. Другая (несмотря на то, что явно постарше первой), наоборот нажимала на то, что это очень круто, что для молодежи посещение театра (спокойным тембром) не является Событием, которое случается раз в год, и к которому нужно тщательно готовиться. Это такая же жизненная потребность, как есть, читать или ездить на транспорте. Молодежь посещает театры после работы, чтобы морально отдохнуть и приобщиться к прекрасному. А Большой театр - это уже не столько про искусство, сколько про статусность. Легальная замена казино, куда дамы идут выгулять свои бриллианты.
Этот старый диалог бодро всплыл в памяти при просмотре сериала. Министры везде одинаковые, даже если они не замшелые пни, а энергичные женщины.
Финал сериала предсказуемый, но и долгожданный. По фабуле получилась эдакая почти диснеевская сказка о торжестве "добра" над "злом". Хотя "добро" - понятие спорное. По мне, обман, пусть даже и во благо, это не совсем добро (или совсем не добро).
"Балет" Евгения Сангаджиева - это первый за многие годы российский сериал, который привлёк моё внимание и не стал пустой тратой времени. Хорошая музыка, талантливо поставленные и красиво снятые танцевальные номера, очень яркие актерские работы, отлично выстроенная атмосфера противоборства прошлого и будущего, Евгения Добровольская, Алла Сигалова и Ирина Апексимова. Это безусловные плюсы фильма.
Минусы тоже есть. Главный (хотя в современных российских сериалах я к нему уже почти привыкла) - обилие ничем не обоснованных и не слишком красиво снятых сцен секса. Я не против, когда это часть сюжета (как в "Американских богах" или "Отеле Бейтсов"), или когда сама сцена построена, как произведение искусства (как в "Ганнибале" и, кстати, некоторых сценах нашего "Триггера"), но когда героиня, потеряв надежду на участие в новом балете, с ребенком идёт печальная по дождливой улице, встречает мужа, от которого драматично ушла пару серий назад, смотрит на него с явной неприязнью и сразу склейка - он уже на ней. Что? Почему? Неважно. И такое - почти каждую серию. Всё очень внезапно и ничем вообще не оправдано.
Очень обидно за наших сериалоделов, что они настолько не верят в свои силы и пытаются привлечь публику дешёвыми трюками. Или просто заполняют время, чтобы выпустить по итогу на пару серий больше. В общем, не надо так, вы можете делать классные вещи.

театр с человеческим лицом, про кино, обзор

Previous post Next post
Up