![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5303/62386311.97/0_f842d_9bbdabb4_L.jpg)
"Ночь. Тюрьма. И ни звука вокруг.
Но за стенкой шаги часового.
Мой рассудок, мой преданный друг,
Не приемлет конца рокового"
Он родился 27 февраля 1919 года в поселке Новоалексеевка Актюбинской области. Отец, Нури Курмашев, работал в типографии, мать Газиза была домохозяйкой. В семье было четверо детей, и Гайнан был старшим. Отец рано умер, и мать, чтобы прокормить семью, пошла в прачки. Гайнан помогал ей чем мог, и возможно именно тогда у него сформировалась эта ответственность не только за себя, но и за младших, (а потом и за учеников, за подчиненных).
В 14 лет он стал наборщиком в той типографии, где когда-то работал отец, но мама хотела чтобы явно способный сын продолжал учиться, и, минуя 7 класс, Гайнан поступает в Параньгинский педагогический техникум. Там он не только стал одним из лучших учеников, но и редактором рукописного литературного журнала. В журнале публиковались и его стихи и эпиграммы, а язычок Гайнана был очень острым! Гайнан прекрасно готовил казахские национальные блюда, и даже преподаватели заходили иногда к студентам на огонек отведать вкусненького и поговорить. По окончании техникума от дирекции Гайнан получил грамоту и свитер стального цвета. Как светились его глаза от радости-он стал учителем!
Курмашев был направлен в школу в деревне Куянково, где жили дальние родственники отца. Сейчас эта школа носит его имя, в ней есть музей, часть экспозиции которого посвящена Г.Курмашеву. Гайнан прекрасно поладил с учениками, он водил их в кино, устроил им экскурсию на электростанцию, играл с ними в военные игры. Был избран секретарем комитета комсомола школы. Хотя у Курмашева была явная тяга к литературе, он преподавал точные науки: математику, физику, географию. Летом 1937 года он сдавал экзамены в Казанский пединститут, а школьников привезли на экскурсию в этот, как им тогда казалось, огромный город. И надо же такому случиться-они встретили на улице своего любимого учителя! От восторга они бросились ему на шею. Но на дворе стоял 37-й год, в Казани были арестованы родственники Гайнана, и однажды его вызвали в комитет комсомола. Курмашева обвинили в сокрытии кулацкого происхождения (предок владел большим участком земли). Гайнан пытался возражать-какое кулацкое происхождение, если отец давно умер, а мать прачка-но слушать его никто не стал. Он пришел домой мрачным, сказал своему другу: "Меня исключили из комсомола". Решение уехать созрело быстро, однако он не забыл о своих учениках, попросил своего друга: "Замени меня завтра на уроках, а если я вдруг исчезну-не думай обо мне плохо". Считается, что он боялся ареста, и потому тайно уехал, но мне кажется-дело совсем не в этом. Просто он не знал, как объяснить исключение из комсомола своим ученикам, ведь ему было всего 18 лет и он учил своих учеников быть патриотами!
Он вернулся в родной Актюбинск, снова поступил работать в школу. В Актюбинске его происхождению не придали никакого значения, и в 1939 году, в 20 лет Гайнан Курмашев становится директором 4-ой татарской средней школы. Одновременно он заочно учится в Казанском пединституте. Жизнь казалась прекрасной, но молодого директора призвали в армию. На дворе стоял 1939 год, шла советско-финская война, и Курмашев получил первый военный опыт на ней. По окончании финско й Гайнан был переведен в Гомельскую область. С первых дней войны он оказался на фронте. Командир разведчиков, на одном из заданий он попал в плен.
В концентрационном лагере в Демблине пленным выдавали обноски, деревянные башмаки, очень плохо кормили. Гайнан часто работал на кухне и рискуя собой выносил какие-то продукты чтобы подкормить совсем слабых. В плену он особенно остро тосковал по своей любимой, "хоть бы фотокарточку ее посмотреть", говорил он другу, вспоминал наизусть ее письма, о чем потом написал в своем стихотворении "Ночь. Тюрьма".
Играя на национальном самосознании(мол, русские всегда угнетали другие народности) немцы стали формировать легионы из военнопленных. Чтобы пленные были сговорчивей, их стали кормить совсем плохо, тогда как согласившимся давали хорошие порции. Некоторые пленные дрогнули и вступили в легион. Сейчас сложно сказать, как организовалось подполье в легионе "Идель-Урал" и кто был организатором, все-таки определенной информации нет. В основном организация занималась агитационной работой, задача была-разоружить легионеров, убедить их сдаться в плен противникам Германии или сотрудничать с войсками союзников. Гайнан формировал пятерки, принимал присягу. В распоряжение легионеров нацистами была предоставлена типография для печати агитационной литературы, которую подпольщики использовали по-своему. Для поднятия духа была организована капелла (Курмашев и тут стал руководителем), решено было поставить простенькую веселую пьеску. Почему пьесу написал опять же Курмашев, а не профессионалы Джалиль или Алиш-неизвестно, но пьеса была поставлена.
В августе 1943 года группа была арестована. Сначала Курмашев был помещен в Варшавскую тюрьму, и один из выживших, Ф.Султанбеков, вспоминал: "Я увидел его в окно своей одиночки, Гайнана вывели на прогулку. Он заметил меня, и на следующий день так, чтобы не видел стражник, обронил записку. Я поднял ее, там стояло: не забывай клятвы. Потом в тюремном душе Курмашеву удалось подсказать мне как вести себя на допросах и что говорить". Затем Курмашева перевели в следственную тюрьму Тегель, находившуюся в ведении гестапо. Допросы продолжались по несколько часов. Об одном эпизоде рассказал Р.Хисамутдинов.
Надеясь на то, что кто-нибудь проговорится, следователь решил провести очную ставку между пленным Хисамутдиновым и Курмашевым.
Хисамутдинов рассматривал Курмашева: Гайнан очень осунулся, лицо в кровоподтеках и ссадинах. Он сидел как-то неестественно выпрямившись, видно было, что допрашивали его со всей жестокостью. Следователь спросил Курмашева о подрывной деятельности Хисамутдинова. Тот ответил, что никаких показаний о подрывной деятельности Хисамутдинова не давал и ничего об этом не знает. На следующий вопрос-кто распространял листовки в легионе, Курмашев твердо ответил: "Листовки распространял я один". Два эсэсовца повалили Курмашева на пол, стали избивать стальными прутьями. Хисамутдинова увели. Больше он никогда Курмашева не видел, но слышал, что тот был сильно изувечен и хромал.
12 февраля 1944 года состоялся суд, вынесший тот самый приговор "Курмашев и 10 других", приговоривший 11 подпольщиков к смертной казни. Он не стал неожиданностью для приговоренных, они понимали, что другого исхода ожидать не приходится. После приговора смертников перевели в тюрьму Плетцензее, где условия содержания были еще страшнее.
20 июля 1944 года группа офицеров вермахта совершила неудачное покушение на Гитлера. После этого в Плетцензее срочно стали казнить приговоренных, словно нацисты боялись что запертые в тюрьме смогут как-то навредить "вождю Третьего рейха". Дошла очередь и до курмашевцев. 25 августа в 12.06 был казнен Г.Курмашев, а в 12.36 последний из приговоренных- Салим Бухаров(Бухараев Гиллянур). На каждого пленного отвели всего по три минуты. На следующий день канцелярист заполнил подробные свидельства о смерти на каждого. Так как Курмашев на допросе назвался Григорием, то и свидетельство о смерти за № 2966 было выписано на имя "Григория Курмашева, учителя из Казани". Ему было только 25 лет!
К сожалению, всей группе Курмашева, за исключением Мусы Джалиля, до сих пор не воздали должное. Хотя большинство фактов было известно с самого начала(об этом свидетельствует и фильм "Моабитская тетрадь" 1968 г, и многие публикации), никаких наград подпольщики не получили вплоть до 1990 года, когда они были награждены орденами Великой Отечественной войны 1 степени. Не было и официальной реабилитации. Несмотря на то, что памятники Мусе Джалилю особенно за последние 5 лет ставятся во многих городах, памятников остальным, за исключением бюста А.Алиша в его родной деревне, нет, если не считать очень спорного монумента в Казани, опять-таки за спиной М.Джалиля. Нет и тщательно изученных биографий, про подвиг их некоторые татары просто говорят :"Подумаешь, таких тысячи", что как-то горько и обидно. Возвышение одного и сознательное забывание других-недостойно. Но мне не хотелось бы чтобы память об этих замечательных людях превратилась в какую-то героическую истерию, как сейчас получается многое что касается разных событий. Просто вспомним этих людей и в знак уважения помолчим.
27 февраля исполняется 95 лет со дня рождения Гайнана Нуриевича Курмашева.
(По материалам сборника "Пронести через века", книги Р.Мустафина "Провал операции "Кугельблиц", сайтов города Актобе, приговора 2-го Имперского суда № 36/44, работы А.Шарифьяновой "Погибая не умрет герой").