Эту историю написала
Наталія Козлова, психолог, Монтессори-педагог. Спасибо, Наталія Козлова, за то, что разрешила опубликовать твой труд! Надеюсь, она (история) поможет родителям лучше понимать своих детей и то, как они развиваются.
И небольшой комментарий от
Татьяны Родиной. Герои истории Проприо, Вестибула и Тактика - это три системы восприятия человека: проприоцепция, вестибулярный аппарат и тактильная система - это, сенсорные системы, которые ложатся в основу развития ребенка. Проприоцепция - отвечает за глубинные ощущения тела, а именно мышц, сухожилий и суставов. Вестибулярный аппарат - за равновесие и положение тела в пространстве. Тактильная система - это ощущения кожи, в том числе и слизистых рта. Для гармоничного развития ребенка все три системы должны ежедневно получать качественное “питание” - соответствующие сенсорные стимулы.
Итак, Сенсорная история.
Героями моей истории будут Проприо, Вестибула и Тактика. Для начала о характерах.
Проприо - глубокий, медлительный, вязкий. Любит силу нажима, вращения, сдавливания и растяжения. Стимулирует своего хозяина к прыжкам, ходьбе с ощущениями давления веса тела. Проприо испытывает массу удовольствия когда хозяин что-то притаскивает, чем-то обматывается, или из чего-то ускользает. . .
Вестибула обладает легким и весьма устойчивым характером. Обожает крутиться, вертеться, менять положения тела хозяина, играть в “неваляшку”. Всегда прислушивается к различным звукам и умеет “цепляться глазами за горизонт”.
Тактика - нежная, любознательная, открытая ко всему новому. Иногда чрезмерно чувствительна и любвеобильна. Любит кошек, кору деревьев, все холодные, колючие, шершавые, перистые, гладкие, теплые поверхности. Тактика - неустанный исследователь форм и предметов окружающего пространства. Влечет своего хозяина потрогать, погладить, ощутить, или хотя бы просто прикоснуться ко всему возможному и не возможному.
Хозяин - мальчишка 4-5 лет, веселый и озорной малыш. Сейчас он готовиться заснуть. Тело расслаблено, дыхание спокойное и глубокое, отяжелевшие веки пытаются прекратить доступ к новой визуальной информации. Тишина. Сегодня так много произошло, что “пищи” для мозга хватит практически на всю ночь. Малыш много бегал, наблюдал, ощущал и сейчас его мозг готовится все расставить по полочкам, по ящичкам, подписать и пользоваться приобретенным по назначению.
. . .
Если прислушаться, можно услышать сигналы Тактики - “Тепло, приятно, гладко”. Ребенок неосознанно провел рукой по гладкой поверхность простыни. “. . . Хотя мало, хотелось и побольше . . . Может хоть на сон поцелуют . . . - мечтательно вздыхала Тактика, - А то “не трогай кота - блохи, не цепляйся за перила - грязно, не лежи ни траве - замерзнешь”, все “не” да “не”, а когда жить прикажете?!” - бурчала сонная система. “Спасибо Проприо за камешки” - Тактика вспомнила холодную, гладкую поверхность камней, которые малыш усидчиво собирал в саду и бережно прикасался к ним не только пальцами рук, но и щекой. Вспомнила листочки и цветочки, тайно от мамы, сорванные на прогулке и засунутые в карман, муравья, который так смешно и приятно бегал по ручкам малыша . . .
“Кх-кх-кх . . . - отозвался Проприо, - одеяло сегодня слишком легкое, плохо ощущаю себя до конца”. Ребенок заерзал ногами, поменял положение тела и начал делать активные и в то же время сонные жевательно-сосательные движения ртом . . .
“Та-ак. Положение горизонтальное, устойчивое. . . Верх - там, низ - там, часы тикают - слева, во-о-он машина проехала. Ох и денек выдался. . .” - отозвалась Вестибула, погрузившись в приятные воспоминания прожитого дня: о качелях - вверх - вниз, вверх - вниз, о том, как запрокинувший голову назад и вытянув голову вперед малыш смело раскатывался на качелях. “Красота-а-а - земля вверху, а небо - внизу.”
“А я сколько ощущений получил от твоего вверх-вниз - такое сжатие, напряжение. . . А в конце, когда ты Вестибула, захотела проверить свое равновесие на весу вверх ногами, я такое глубинное ощущение “пятой точки” получил - ах! - отозвался Проприо, - вот только эмоциональный фон получился негативный, аж Тактика побледнела и заержилась”. “Да-да, я люблю нежные прикосновения (ребенок провел рукой по волосам), да-да вот такие. . .” - занежилась Тактика от приятных ощущений.
Тишина. . .