Эффективное применение Метода Монтессори 3-6

Mar 06, 2015 08:25

По появлении у меня интереса к Методу Монтессори 3-6 около пяти лет тому назад мне нередко доводилось слышать мнение людей о том, что Метод Монтессори 3-6 устарел. Что, мол было это сто лет назад, а сейчас и время другое, и дети другие. Забавно, что как ответ на мой встречный вопрос - а что же конкретно другое, неоднократно приводился "аргумент", что сейчас есть iPhone, и дети им активно пользуются...

Шутки шутками, но нельзя сказать, чтобы подобные мнения появлялись совсем уж на пустом месте. Если почитать книги Марии Монтессори, а потом честно сравнить это с тем, что мы наблюдаем в классе, то напрашивается вывод о том, что Мария несколько драматизировала и преувеличивала. То есть описанные ею явления, конечно, имеют место быть, но выражены они в меньшей степени и не так ярко. Порою учителю надо сильно присматриваться, чтобы их заметить...

Сей парадокс меж тем имеет простое и логичное объяснение. Конечно, как у детей всё ещё в норме по две руки и одной голове, так и закономерности этапов их развития за сто лет не поменялись. Да вот только находятся современные дети совсем на другом уровне развития личности сообразно возрасту, чем те, с которыми Мария Монтессори работала сто лет назад.

Известен пример, как дети в Сен-Лоренцо сами в выходной открыли класс гостям, чтобы показать работу в нём - и показали. Задумаемся над ним. Дети (а было им, очевидно, от 3 до 6 лет) не просто имели возможность по желанию самостоятельно выходить из дома гулять и туда потом возвращаться, они аж ключи от школы могли сами брать и её открывать! Уровень их свободы понятен, влияние его на развитие их личностей тоже. Можно ли представить, что средние современные родители окажут своим детям такого возраста такое доверие? Много ли вы знаете случаев, чтобы дети приходили утром в класс 3-6 сами, без родителей, хотя бы если в принципе у них такая физическая возможность с учётом места их жительства и есть? Даже убедить родителей не помогать детям раздеваться по приходу (и одеваться перед уходом, соответственно) - задача, зачастую, нереальная.

Возраст 0-3 отведён природой для основного набора информации ребёнком, по некоторым оценкам её объём доходит до 80% от всего объёма информации, полученной в жизни, и я думаю, они близки к реальности. В возрасте 3-6 набор несколько замедляется, но начинает активно идти систематизация полученного, под что и заточен класс Монтессори 3-6. Проблема в том, что мало кто из детей, особенно квартирно- городских, полноценно проходит возраст 0-3. С одной стороны, впитывать в квартире и около ребёнку особо и нечего, с другой - даже те крохи, что есть, ему спокойно впитывать, как правило, не дают. Быстрее самому ребёнка одеть, раковина высоко, пол мыть - ведро разольёт и всё такое. Пойти самому гулять? Да какое уж там...

А силы и энергия при этом, соответственно, идут на прорастание девиаций, раз уж больше по факту почти некуда.

Обычная средняя ситуация наших дней - на момент прихода ребёнка в класс 3-6 развитие его личности находится примерно на уровне года (забавно, что при этом он может уметь читать, считать и всё такое прочее), а уровень его девиативности определяется разницей между его физическим возрастом и этим самым годом, ну может чуть больше.

То есть сосредоточенной работы ребёнка по систематизации и консолидации ранее полученной информации мы, подобно Марии Монтессори, в классе сразу (ну почти сразу) получить в принципе не можем - за сильным недостатком таковой.

В частности, во многом именно в этом имеет свои корни мнение о Методе Монтессори как о чём-то исключительно сложном (процесс обучения чему, соответственно, по определению долог и дорог), а также о местах, где учат "истинному" Методу Монтессори, который работает, и местах, где "неистинному", который не работает.

Ну а в самом деле - приходит учитель в класс, делает вроде то, чему учили, а результат как бы не тот. Как не заподозрить, что учили не те и не тому!
А всё просто. Метод Монтессори 3-6 был изначально рассчитан на детей, у которых развитие личности в три года соответствует именно трём годам, но никак не году с небольшим. В классе такие дети - никакие особые премудрости от учителя не нужны, просто знать презентации и иметь в классе материалы, вводить правила поведения, знать теорию - одним словом, применять Метод Монтессори. И он сработает, и я такое видел лично.

В классе те, кому физически 3-4, а развитие личности на год - да как ни старайся, не поможет тут классика Монтессори, независимо от того, как хорошо её учитель знает. Детям нечего систематизировать - это раз, а, следовательно, активности, предназначенные для этого, не вовлекут их в работу с настоящей концентрацией - это два.

Что же практически делать учителю, которому посчастливилось оказаться в таком классе?

Основных варианта два.

Первый. В силу того, что абсолютное большинство родителей понимает развитие ребёнка как его умение читать, писать и считать, доставить им такое удовольствие. Взять языковые и математические материалы и начать использовать их просто как хорошие дидактические, то есть учить ими. Если как следует надавить, то, с одной стороны, читать и считать они, конечно, быстро научатся, к вящей радости родителей - не зря, мол, деньги-то немалые платим! С другой - если они под давлением учителя не будут поднимать от этих материалов головы, сил и времени на девиативное поведение у них будет оставаться немного. Со стороны всё будет выглядеть очень похоже на нормализованный класс, особенно для непрофессионала, который никогда нормализованный класс не видел. Для детей помладше - то же самое можно делать на сенсорных материалах и Practical Life. Естественно, развитие личности при такой практике будет оставаться примерно там же, где и было, но родители "развитием" (Читают! Считают!) будут довольны, денежки будут идти - какие проблемы?

Второй. Природу не обманешь - если развита у ребёнка личность на год, а ему уже три с половиной, пока мы не дадим ему возможность этот путь плюс-минус пройти, дальше дело не сдвинется. От простого к сложному, не пропуская при этом очевидного. Понятно, что где-то на год в этом плане можно про материалы, кроме самого простого Sensorial и Practical Life, забыть, то есть среда тут потребна наподобие среды 0-3 - по понятным причинам. Но основная нагрузка в поддержке развития личности у таких детей на начальном этапе - вообще не на материалах-презентациях.
Развитие идёт от общего к частному, это общий закон. Активности в классе построены в основном на мелкой моторике, но у таких детей, как правило, большие проблемы с Gross Motor Skills. И пока они не будут хотя бы на удовлетворительном уровне закрыты - работа в классе им мало что сможет дать по развитию личности.
Площадка, площадка и ещё раз площадка. Бегать, прыгать, лазить...
Хорошо бы небольшие походы. Исключительно важно при этом соблюдение правил, как в школе, так и на прогулках. То есть никакая девиативная активность не допускается. Тут важна не столько строгость, сколько последовательность. Нельзя (отнимать, драться, раскидывать и не убирать...) - значит, можно не будет никогда, и т.д.

Если ребёнку 2.5-3 - прогноз положительный, 4 - ну, в общем, тоже, но поработать придётся поплотнее.
Пять - увы, такая техника тут, скорее всего, несколько запоздала.
Андрей Назаров
Источник

мир детства, Монтессори, 2015, размышления, Монтессори педагогика

Previous post Next post
Up