На каждом занятии мы уделяем внимание роботе с телом.
Я наблюдаю за детьми, их поведением.
В поведении, в этих внешних проявлениях просвечиваются потребности.
Порой мне грустно. Видно, что потребность в еде, в пище для ума, в любви реализуется. А потребность в движении - нет.
В сентябре-октябре - это было не так заметно, потому что было много улицы. И на улице можно было двигаться интенсивнее, интереснее, разнообразнее, чем в холодное зимнее время.
На каждом занятии я даю какие-то упражнение, на осознание своего тела.
На осознание себя, через тело.
Цель этих занятий…
Цель у каждого ребенка своя.
Кинезиология. Легкие упражнения помогают детям сосредоточится, усилить внимание, наладить связи между разными отделами мозга.
Кстати, традиционные ладушки, с перекресными движениями - тоже отлично работают с межполушарными связями.
Сенсорная интеграция. Телу требуются разные ощущения.
Дети воспринимают мир через чувства. И, в первую очередь через ощущения тела. А взрослые, постоянно подталкивают их воспринимать мир через глаза и уши.
А ощущения тела остаются не у дел. И появляются пробелы. Пробелы в восприятии мира.
А ведь нужно так мало. Просто дать возможность телу осознать себя в разных положениях. Ощутить себя.
Самые простые скалочки. Перекаты с живота на спину. Предлагаю детям представить, что они тесто раскатывают.
Результат моментальный.
«Скалочки»
Руки вытянуты, руки возле груди, руки по швам.
Изменение положения рук - меняет ощущение тела.
Мышцы работают иначе.
"Обычные" перекаты - а сколько глубины и смыслов.
Без заданий - каждый ребенок катится по-разному.
Кто-то быстро, кто-то медленно. Кто-то ровненько, кто-то постоянно съезжает. Кто-то делает перекат легко, а кому-то это действие дается трудно.
Кому-то нравится с первогораза, с предложения сделать.
А кто-то вначале противиться, но попробовав - входит во вкус - и уже с трудом переключается.
Почему? И с каждым ребенком - свой ответ. Свое видение - что предлагать дальше.
В "обычных" перекатах - видны характер и даже способ мышления. Порой сложно это описать словами. Нужно чувствовать.
Заданные движения под музыку.
Тело - чувствует тело. Уши - слышат музыку.
Как соотнести?
Музыка то тише,то громче.
Включается умение переключаться. Непроизвольно начинаешь следовать правилам (даже если осознанно - не хочешь, не принимаешь любые правила)
Прыжки. Как же детям важно прыгать! Сколько положительных эмоций, сколько возможностей управлять своим телом!
Мне очень нравятся гипотезы, которые выдвинул Сергей Реутский, в своей книге "Физкультура про другое":
Гипотеза 1. Сперва ребёнок стремится получить двигательный опыт (телесный, практический), эмоционально переживает и запечатлевает его, а только затем он может осмыслить и движение, и эмоции, и сам ход своего осмысления.
Гипотеза 2. У каждого ребёнка заметна прирождённая потребность во всё усложняющемся движении. Но правильно ли рассматривать это явление как чисто физиологическое? Не вернее ли предположить, что ребёнок стремится проживать двигательные аналоги типичных жизненных ситуаций: дружбы - вражды, преодоления - отступления, напряжения - расслабления и т.д.
Но для всего этого ребёнку нужна двигательная среда.
Гипотеза 3. Фундаментальное образование человека обычно представляют как совокупность развития по трём направлениям: телесному, эмоционально-образному и абстрактно-логическому. Эти фундаментальные направления символизируют рамки трёх дисциплин: физическая культура, словесность, математика. Наше убеждение состоит в том, что каждая из этих дисциплин естественнее и легче всего осваивается во взаимной связи, постоянных специально организуемых пересечениях, «перекличках» с двумя другими.
Именно на этих трех китах я строю наш кружек интересностей.
В следующем посте я продолжу рассказывать о наших "двигательных перерывах", только теперь - в трехмерном пространстве.
Осознание через тело. Часть 2.