Образование в Ауровиль

Feb 25, 2015 10:08

Интересно.
Оригинал взят у shindo в Часть 3. Ауровиль изнутри: как всё устроено. Образование.
Образование находится в центре внимания всего Ауровиля, потому что это именно та часть, что призвана взрастить поколения новых людей. Поэтому я постаралась проникнуть в каждый детский сад, в какой только было можно. Со школами сложнее, их посещение было разрешено в дни открытых дверей, которые я пропустила, т.к. приехала позже, а просто посетив школы, не поймешь, что там происходит (хотя в одну мы все-таки пробрались :)

Я не фотографировала детсады и потом пожалела. Если вы можете представить себе ВСЁ самое лучшее, взятое из ВСЕХ систем образования, собранное в одном месте - то это оно! Это обычный Ауровильский детский сад!

1 часть. Ауровиль - первое впечатление
2 часть. Ауровиль изнутри: как всё устроено




Начальное образование: детские сады

Всего детских садов то ли 5, то ли 7 (я могу ошибаться, поэтому не буду конкретизировать). ВСЕ САДЫ РАБОТАЮТ ДО 12 ЧАСОВ ДНЯ! Гениально, не правда ли? То есть когда мама выходит на работу, все в курсе, что садик работает с 8 до 12. Да, и для старших детей тоже.

Мой вопрос, что делает одинокая мама, если ребенок заболел, поставил мою подругу в тупик. Мол, понятное дело, дома сидит с ребенком. Это же всем очевидно!

Всем да не всем. В мск я бы не знала, что делать, например, если бы работала в офисе.
В Ауровиле есть 2 яслей, при остальных садиках есть ясельные группы, расположенные отдельно от старших. Ясли отличаются более маленькой и закрытой территорией. Размером - это в первую очередь, во вторую очередь - инвентарем. Он совсем другой, чем для детей постарше - игрушки больших размеров, по возрасту и способностям восприятия.







В каждом детском саду есть Мечта Интроверта - комната для уединения :) То есть то, чего в российских садах нет и вряд ли будет. Личное пространство? Побыть одному? - Нет, не слышали!

Кстати, расскажу опыт подруги, чья мама работает в детсаду. В садик сдали мальчика с неофициальными особыми потребностями (то есть недиагностированный аутичный спектр). Ребенок в прямом смысле зверел от количества детей и через пару часов пребывания в группе не мог контролировать свое поведение от слова «никак». Педагоги ломали голову - как ему помочь, когда в группе еще 25 детей? Придумали для него обычный домик-палатку, куда он мог прятаться от других детей - и поведение и самочувствие его гармонизировалось.
А сколько таких детей ходит в сады? А сколько вы знаете детей, забившихся в угол и играющих самостоятельно? Нет, они не аутисты, им просто нужен такой домик - минут на 15-20, не больше. Чтобы психика отдохнула.










Возвращаясь к детским садикам в Ауровиле. Сады для детей постарше - их наверное 4-5 - сделаны все по одному плану. Есть некий общий центр, обычно это круг, который окружен классами - каждый класс для каждой группы, а так же комнаты по темам - вальдорф, монтессори, рисование, лепка, игры, ролевые игры и т.д.

Один из первых детсадов Ауровиля понравился мне больше остальных, хотя территория у него «поменьше» (ох, если бы вы видели это «поменьше» :) Он показался мне наиболее «простроенным», в нем дети находились «на свободе», но под ощутимым руководством взрослых и было понятно, что они делают. В то время как в более современном и крупном садике детей было меньше и они были заняты не пойми чем и просто коротали время, на мой взгляд (хотя опять же, я не знаю, что именно они должны были делать - скорее всего было время свободной игры то ли до, то ли после ланча).



Взято из интернета!

Нянечки в детских садах в основном волонтеры или тамильские женщины, а вот воспитатели обычно уже профессиональные. В ясельках есть даже русская воспитательница, очень похожая на вальдорфстайл - как раз по возрасту таким детишкам.

В детсадах постарше с детьми занимаются групповой деятельностью - в основном, это, конечно, творческие занятия с элементами изучения окружающего мира и не лишенные обучения в игре (буквы, цифры).
Меня поразила комната для рисования, которая есть во всех садиках. Комната представляет собой закрытое помещение (фотографировать нельзя, поэтому я нашла фотки в интернете). Перед началом занятия дети медитируют в кругу, а потом - творят. Из комнаты нельзя выносить рисунки, чтобы у детей не было желания похвастаться ими или чтобы у взрослых не было желания похвалить или покритиковать, а главное - поучить, как правильно.



Взято из Интернета! (все по этой теме ниже тоже)










Вторая после комнаты рисования в моем рейтинге - это комната с блоками! Полная комната деревянных брусков для строительства! Каждый ребенок в свободное от занятий время может пойти в нее и строить, что душе угодно.



Взято из интернета!




В разных садах разные программы образования (именно программы - и я хочу подчеркнуть это, так как у многих складывается ощущение, как и о вальдорф садах, что дети валяют дурака. Это не так, просто их «программа» имеет другой внешний вид, чем привычная нам по совковым садам и школам). Есть общие виды деятельности во всех садиках - медитации, рисование, физическое развитие. Да, даже в месте, где почти всегда ходят босиком и лазают по деревьям, физическому развитию уделяют внимание :) У старших групп есть и театралка и цирковое искусство, а так же остальные йоги и иже с ними.

Кроме того, в Ауровиле везде (везде, я имею в виду в детсадах, школах и офисах) проводятся занятия по ATB (Awareness through body) - Осознавание через тело. Эта методика применяется как для поддержания контакта с самим собой каждого отдельного ребенка и взрослого, так и для поддержания гармонии в любом коллективе. В нее включены игры и задания на взаимодействия с окружающими и с самим собой (подробно на английском и если вы не знаете английский - можно понять, что происходит по картинкам! Можно посмотреть тут




Взято из интернета

Ауравильские садики не похожи на что-либо виденной мной ранее в России, Индии и Таиланде. В них другие ощущения от пространства, а их наполнению могут позавидовать много кто) Конечно, остается человеческий фактор - воспитатели. Думаю, что только по этому фактору они и отличаются друг от друга (типы родителей и детей разные, поэтому даже в раю родитель найдет свою претензию к детсаду и воспитателю :)




Из интернета

Школы и судьбы детей

В Ауровиле около 7 школ, и еще одна в проекте. Каждая школа отличается от другой способом подачи информации, направленностью и «образом жизни», но «классики» (я имею в виду совсем обычное классическое образование) нет ни в одной из них. В одной школе присутствуют даже разновозрастные классы, или там вообще одна группа, которая каким-то образом получает образование :) Вот тут меня выключило окончательно :) потому что представить разновозрастную группу детского сада я могу, но разновозрастный класс в школе?!

На мой вопрос о школах мне выдали свод отчетов по школам за 2013-ый год, и я с кайфом и наслаждением читала о том, что делали школы за прошедший год и как в них всё устроено.




Last School. Школа для детей 14-18 лет.

Например, в одной из школ дети осваивали всего один проект - одежду. И вы знаете, оказывается при пошиве одной лишь вещи можно освоить всю программу общеобразовательной школы!

Сначала дети выращивали хлопок со всеми прилегающими и вытекающими (в какой почве растет, какие насекомые его едят и т.д. - привет ботанике, биологии и даже химии), потом смотрели, как делаются нитки и ткани, как они красятся (и снова - добро пожаловать в мир растений), затем разбирали стили одежды, параллельно изучая географию, историю и культуры стран мира, затем разрабатывали дизайн одежды и т.д.

В отчете другой школы рассказывалось о том, как учителя полгода налаживали отношения детей в классе, что они делали для того, чтобы сплотить класс и чтобы дети научились работать в команде, перестали ссориться и научились дружить.




Есть школы, которые начинаются с 6 лет, есть старшие - с 14 лет. В их основе лежат уже серьезные предметы, серьезные проекты и много серьезного творчества.

После Ауровильской школы можно поступить в институт - у Ауровиля есть договоренности с какими-то институтами (я не знаю, какими именно). Можно ли и нужно ли поступать туда после Ауровиля - я тоже не знаю. После школы (института), когда детишки становятся самостоятельными, они уезжают из Ауровиля попутешествовать - так же, как после институтов молодые люди во всех странах уезжают в другие страны - мир посмотреть. Кто-то из них возвращается обратно, кто-то нет. Так же как многие учатся в Москве, и не все остаются здесь же.




Хотя представить выросшего в чуть ли не джунглях ребенка, не привыкшего носить обувь, едущим в город Москву на работу - мне сложно.

Вопрос будущего детей - открытый. Так же, как и выросшего в Москве человека. Ведь кто-то из нас едет в Ауровиль, а кто-то работает в Газпроме.

И каждый из них по-своему счастлив.

Коммьюнити тинэйджеров и запрещенные вещества

Молодые люди в Ауровиле такие же, как и во всем мире - стильные, на байках, шумные и тусовочные. Для тинэйджеров построили общаги, где они могут пожить отдельно от родителей. У них есть своя территория, где они тусуются и проводят свои мероприятия и даже что-то на этом зарабатывают (продают еду, hand-made варения и выпечку, вещи, украшения туристам). Им никто не мешает делать, что они хотят на их территории, никакого регламента там нет.







Внешне их коммьюнити выглядит, как гараж в сериале «Элен и ребята» :) даже возникает такое настроение, что хочется сотворить что-нибудь эдакое :)

Спиртное и любые виды наркотиков запрещены на территории Ауровиля, но думаю, что что-то там наверняка происходит. Но такого, чтобы заприметить пьяного ауровильца или ауровильца-подростка - я не видела, и говорят, что не случается. А вот пьяные туристы - частое зрелище и очень опасное, когда они гоняют на байках в темноте.







Образование - то, что меняет людей

Именно образование, по мнению одного из основателей города, это то, что способно изменить людей, поднять их «с колен», дать им возможность увидеть что-то большее, чем рисовое поле (в идеале!), или и вовсе нищету.




В Ауровиле есть целый образовательный проект для местных жителей, для тамильцев. Тамилы - это жители соседних с Ауровилем деревень. Это дети, родители которых не умеют читать и всё, что они видят каждый день - это их домик, в котором есть только земляной пол и подстилка. Если бы не Ауровиль, то и эти дети не знали бы ничего, кроме жизни в бедности. Благодаря Ауровилю у них есть шансы на получение среднего, не говоря уже о высшем, образования, а так же возможности в будущем стать ауровильцем или по крайней работать в Ауровиле, получая в месяц годовой заработок деревенского тамила.



Немного тамильской деревни для наглядности




Так, я познакомилась с женщиной из РФ, которая вела у деревенских детей английский язык. 6-ой класс. Вроде не тупые дети, но задание «раскрась рисунок, подобрав нужные цвета по цифрам», сделать они могли не всегда. Часто тупили, ошибались, задавали вопросы типа «А тут у Кришны уже синие волосы или какие?» (все знают, что у Кришны только синие волосы, да? )))







С одной стороны, рассказывала она, эффект от их образования кажется нулевым. С другой, если по первости все мальчики хотели быть либо полицейскими, либо мафией (что одно и то же в тамильской реальности), то потом некоторые доросли до желания стать врачом или художником.

Эти дети заставили мою знакомую взглянуть на мир совсем иначе, потому что с ними педагогические методы, применяемые в РФ, не работают. Например, однажды дети орали и не слушались. Она, как нормальный российский учитель, решила просто замолчать и ждать, пока дети успокоятся.

Так вот представьте себя на ее месте - она молчала два дня и никаких изменений в детях не произошло :) Они даже не заметили, что она молчит :) А женщина эта - профессор французского языка в Университете! :)

(А, еще, кстати, она йог-акробат, и я думала, что умру у нее на занятии, когда она сажала меня в шпагат, приговаривая, что всё это матрица и я всё могу - надо только поверить в это) Я не поверила и не села - но вышла в мост, в котором не стояла уже много лет из-за травмы на капоэйре - так что кто знает, может, и правда всё вокруг матрица :) А вообще, всё занятие я думала, что если я и умру - то Ауровиль самое подходящее для этого место! :)

* * *
Надо подвести какой-то итог этой главе, я, правда, не знаю какой. Для меня вопрос образования моей дочери до сих пор открыт. Опыт Ауровиля, конечно, поразил меня сильно. Однако вопросов меньше у меня не стало.
Что становится с людьми и детьми, выросшими в Ауровиле? Могут ли они оценить по достоинству то место, где они выросли и то «образование», которое получили, если не знали другого обращения и никто в жизни не повышал на них голос? Как они находят себя в жизни потом и могут ли найти себя вне Ауровиля, вне этой отдельной от остального мира потрясающей вселенной?...

И фотографии (на этот раз правда много)

Садики и школы



Ученики школы для тамильских детей



Внутренний двор детского сада



Правила жизни в Ауровиле



Территория тамильской школы















Общий проект детей - в каждом учебном заведении есть такой проект, который дети делают все вместе.



Обычная такая детская площадка в саду :)






Другой садик-ясли.



Отсюда и дальше - LastSchool



Работы детей. Не художников, просто детей :)









Библиотека



В классах обычно сидят лицом друг к другу. Чтобы общаться :)






Едем дальше! :)

Тинэйджеры!






На продажу



И это тоже :) Варенья из фруктов, о которых я даже никогда не слышала :)



Разделка кокоса



Раста печка



Дома на деревьях







Продолжение следует! :)

интересные фото, перепост, заметки, 2015

Previous post Next post
Up