Прикосновения - физиологические аспекты

Jan 19, 2015 18:43

Оригинал взят у alenakaminskaya в Прикосновения - физиологические аспекты


Что любит мое тело? Какие у него потребности? Что для меня важно на уровне сенсоров?

Когда хорошее настроение, крутить фуэте. Эта привычка со времен танцевального детства и юности.

Появляется ощущение надежности, защищенности и уверенности, когда большие и сильные руки обнимают меня, и я спиной прижимаюсь к теплой груди родного человека.

Люблю, когда меня целуют в нос. Не знаю почему. Это видимо ощущение из детства. Теперь я сама уже восемнадцать лет целую в носик сыночку.

Люблю обнимать сына. Обнимать так, чтобы он весь поместился в моих объятиях. Нынче это нелегкая задача: росточек-то дитятки метр девяносто. Довольное дитя сворачивается «калачиком», прижимается ко мне спинёнком и басит: «Обними меня крепче, мамочка…». Я кладу на него ногу: «Теперь крепко». «Да», - улыбается сын. Так мы лежим минуту-две. «Ну все, по делам пора», - говорит мой взрослый сын и идет по своим взрослым делам. Такие обнимашки мне выпадают на выходные.

Люблю запахи. Мне нравится, как пахнут книги. Аромат свежего молотого кофе, поднимающегося пенкой, в медной турке дарит мне чувство, что я дома. В поездки беру с собой кофе, завариваю, наливаю в чашку, подношу ее к лицу, прикрываю глаза и, вуаля - я в своей уютной сливочного цвета кухоньке за круглым стеклянным столиком с кружевной скатертью, на стене картина. Так я наполняюсь энергией.

Люблю ароматы духов, запахи малины, яблоневого цвета, цветущей липы, скошенной травы, яблок, запеченных с корицей.

Люблю вязать, чувствуя пальцами скольжение нити и каждую петельку.

Люблю лежать на теплом сухом песке и трогать его руками. Люблю наливать причудливые башни их мокрого текучего песка.

Люблю плавать в спокойном море и бегать по берегу, поднимая вверх стайки брызг.

Люблю кататься на качелях высоко, чтобы почти делать «солнышко».

Центральная нервная система функционирует целостно: информация передается от одной ее части к другой. Прикосновения помогают видеть, зрение - удерживать равновесие, равновесие - ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению.

Стимуляция возбуждает мозг и создает в нем функциональную активность, она необходима мозгу. Достаточная стимуляция ведет к увеличению числа связей между мозговыми клетками.

Дети с самого рождения развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды.

В наш мозг ежесекундно идет большое количество информации от органов чувств. Мозг организует ее, выбирает наиболее важные, и отбраковать ненужные из многочисленных поступающих сенсорных сигналов. Развитие нервной системы ребенка определяет поток нервных импульсов от органов чувств и внутренних органов.

То, как ребенок перерабатывает окружающую и внутреннюю информацию, влияет на развитие его чувств, мыслей и действий. Даже легкие нарушения в процессах деятельности мозга могут влиять на то, как ребенок овладевает бытовыми навыками, обучается и общается.

В нашем теле есть «внешние» сенсорные системы: зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная и «внутренние» системы чувств: интроцептивное, тактильное, проприоцептивное и вестибулярное.

Тактильные рецепторы расположены по всему телу, а не в какой-то одной области.

Интроцептивные чувства: - это ощущения, которые поступают от внутренних органов (частота сердечных сокращений, частота дыхания, голод, возбуждение, смена настроений).

Тактильные - это ощущения от прикосновений, давления.

Проприоцептивное чувство - это ощущение положения тела в пространстве, получаемое от мышц, связок и суставов.

Вестибулярная система отвечает за ощущения движения, силы тяжести и равновесия.

Эти системы ориентированы на тело и действуют вне сознательных мыслей. Их работу мы контролировать не можем.

Внешние системы дают нам 50% информации об окружающем мире, способствуют автоматизации движений, ощущений и чувств. Они отвечают за формирование сенсомоторного интеллекта, который, в свою очередь, является составляющей частью глубинного невербального интеллекта.

Джейн Айрес, логопед и психолог из штата Оклахома (США), в процессе практической работы пришла к выводу, что основа нормальной работы нервной системы обусловлена состоянием вестибулярной системы. Вестибулярная система - главный организатор ощущений, которые поступают из других сенсорных каналов, она также участвует и в овладении речью. Джейн Айрес подчеркнула, что вестибулярная система отвечает за координацию и регуляцию мышечной активности «языка тела» и другие формы невербального общения.

Точно так же, как мы удовлетворяем свою потребность в получении пищи, в течение дня должна быть удовлетворена наша потребность в получении сенсорных ощущений.

У каждого человека есть уникальный набор сенсорных потребностей. Для кого-то нужно покачивать ногой, чтобы сосредоточится. Кому-то, чтобы уснуть необходимо погрузится в горячую ванну.

Человек, у которого нервная система слишком быстро реагирует и легко перевозбуждается, испытывает потребность в успокаивающих воздействиях. Тем, кто всегда выглядит вялым и уставшим, больше необходимы возбуждающие воздействия.

В телесно ориентированной психотерапии существуют понятия «Сенсорная интеграция» и «Сенсорная диета».

«Сенсорная интеграция» - процесс обработки ощущений, поступающих от органов чувств, их структурирование и упорядочивание получаемой информации для адекватного последующего ответа. Вся информация, которую мы получаем от органов чувств, поступает в мозг. Мозг ее обрабатывает и выдает в виде некоторого знания о предмете: что это за предмет, какими свойствами он обладает и насколько полезен или опасен для организма.

Если сенсорные системы работают правильно, мозг получает больше информации и выдает больше адекватных ответов.

Сенсорная интеграция - процесс бессознательный, он происходит в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, запах, звуки, прикосновения, движения и т.д.).

Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, и формирует базу для обучения и социального поведения.

«Сенсорная диета» - это структурированный индивидуальный план процедур и занятий, которые обеспечивают ввод стимулов, необходимых человеку для того, чтобы оставаться организованным и сосредоточенным в течение дня. «Сенсорную диету» важно соблюдать в течение дня.

Дети, подростки и взрослые - многим полезны стабилизирующие, фокусирующие действия.

Результаты «сенсорной диеты» наступают очень быстро и в совокупности. Возбуждающие и успокаивающие воздействия эффективны не только в конкретный момент времени. Они фактически помогают перестраивать нервную систему человека так, чтобы он мог лучше:

- с меньшим стрессом воспринимать перемены;

- быть терпимым в сложных ситуациях, переносить незнакомые ощущения;

- ограничить уходы в самостимуляцию и сенсорный поиск;

- увеличить объем внимания, снизить настороженность.

перепост, 2015, размышления

Previous post Next post
Up