Чистый эксперимент.
Есть у моих девочек друг Семен.
Ему 5,5 лет.
И я немного удивилась, когда узнала, что Семен не учился читать совсем.
В его жизни было много всего интересного, а чтение осознанно отодвигалось на этот период.
На днях его мама задумалась: "А может пора?"
А я сказала "Давай"
Мне очень интересно, потому что я до этого встречала детей, которых учили читать с года.
Или не учили, но тогда совсем ничем с ними не занимались.
А у Семена интересная, насыщенная жизнь. Много творческих занятий и затей.
Мне интересно, за сколько встреч он научится читать.
Как будет происходить процесс обучения. Легко или с трудом? Быстро или долго?
Встреча 1.
Семен пришел ко мне.
- Знаешь зачем пришел?
- Ага, буду учиться читать.
- Хочешь?
- Да, я сам маму попросил.
(мама потом удивилась, он не просил)
И я думаю, у него действительно были такие мысли, и мама почувствовала или же этот ответ для меня.
Читать и писать он будет на украинском языке. А потом, когда хорошо освоится в украинском чтении - перейдет на русское.
Поэтому разговариваю я с ним на украинском.
1) Начали мы с гласных
А, О, У, Е(Э), И(Ы)
Трехступенчатый урок.
Две ступени
Внимание Семена рассеяловь через 2 минуты. (на следующей встречи ввести игры на расстоянии и больше движения)
Вообще, удивительная нулевая мотивация. С одной стороны - я вижу, что он особо не хочет учиться читать. С другой - нет нежелания это делать.
Ему вполне комфортно и интересно со мной.
Он готов выполнять все задания.
Но прилагать усилия к сосредоточению не хочет.
Я нарисовала карточки с гласными.
Показала несколько гласных.
А-О
О-А
А что я теперь показываю?
А-О
А-О
О-А
А-О
Постепенно добавила следующие.
На второй ступени пока остановились.
Забывает. Один раз правильно овтете, и тут же забудет.
Но, что хорошо, не огорчаектся, что забыл. Говорит, "Сейчас вспомню" или "Не помню" - и тогда я еще раз называю названия.
2) Немного добавила образа.
О-О-О - буква выглядит как губы, когда произносят.
А-А-А - ноги широко расставила, смотри, и рот широко открыается.
У-У-У - смотри, сужается, и губы сужаются.
Е - ээээ - язык показывает, как ребенок капризный "ээээ"
И - ыыыы - тут образ не нашелся. Так что просто Ы.
Вновь вторая ступень - найти нужную букву. уже ошибок меньше.
3) Показываем буквы руками.
Вначале называю, потом показываю.
Показываю карточку, показываю руками
Показываю карточку - Семен показывает
Называю - Семен показывает.
4) Вновь возвращаюсь ко второй ступени.
Лучше, но долго думает над каждой буквой. И и Е - запомнил хуже других.
5) Предлагаю слепить буквы из пластилина.
Лепит с удовольствием.
6) Предлагаю в листе в клеточку написать по строчке букв.
Здесь меня ждал сюрприз - буквы потеряли землю. Вертелись вокруг своей оси как хотели, меняли свои размеры, то взлетали вверх, то опускались под землю.
В общем, над этим тоже нужно будет поработать.
Все "занятие" длилось минут 20-25.
Потом мы пошли гулять. Семен с мамой и я с дочками.
Гуляли часа 2 - 2.5 активно и интересно.
под конец прогулки
7) Написала семену в столбик буквы палочкой на лесной дороге
А
О
У
Е
И
и предложила попрыгать по ним.
Прыгал, но медленно, морща лоб, вспоминая.
8) Получил домашнее задание.
4 дня 2 раза в день, утром и вечером по 5 минут играть с этими буквами.
Следующая встреча по плану во вторник. Посмотрим, что будет :)
Встреча №2