Наш вечер над уроками с Ником завершался русским языком. Нужно было списать текст и выполнить кое-какие задания, вроде проставить падеж над существительными. Текст такой:
Есть прелесть и в самой поздней осени - в этом безнадёжном дожде, в этих острых, одуряющих запахах тления, в этих маленьких, сморщенных, посиневших от холода сыроежках, на ссохшихся беретиках которых лежат сосновые иголки, липнет брусничный лист и дрожит, сверкает, как слеза, дождевая капля.
Я проверяю, как Ник выполнил задание, - и вроде бы с прелестью, осенью и запахами всё в порядке, а над сыроежками он указать падеж забыл. Ну, я ему:
- Ставь к сыроежкам вопрос.
- Кто? Что? Сыроежки. Именительный падеж.
- Нет, - говорю. - Сыроежки же в предложении, они в косвенном падеже. Чтоб его определить, надо к ним поставить вопрос, а чтоб знать, какой вопрос задать, нужно найти слово, от которого сыроежки зависят.
- Посиневшие - что? Сыроежки.
- Нет-нет, ставить вопросы надо от главных членов предложения. Надо найти подлежащее и сказуемое. Кто что сделал.
- Сыроежки что сделали? Посинели.
- Нет, - смеюсь. - Они, конечно, посинели, но в предложении использовано другое слово - посиневших.
Ник крепко призадумался.
- Посиневших... кто? что? Сыроежках?
- Погоди, давай читай с начала, может, разберешься.
- «Есть прелесть и в самой поздней осени...» Прелесть...
- Так. Это что?
- Подлежащее.
- Теперь сказуемое.
- Есть?
- Да, прелесть есть. От них надо задавать вопросы к второстепенным членам.
Мы быстро разобрались, что от «прелести» вопросов не поставишь, потом я показала, как ставить вопросы от «есть» к «осени», «дождю» и «запахам», надеясь, что он догадается, как продолжить ряд «сыроежками», но всё никак. Ник путался в нагромождении зависимых слов, не понимая, какое к какому относится. Мне стало ясно, что придется показать ему, как на грамматическую основу постепенно навешивается «мясо» и «жир» слов.
- Если тебе интересно... - аппетитно начала я.
Ник, быстро:
- Нет, мам, мне не интересно, и я хочу спать.
- К сожалению, - мой тон стал строже, - это просто присказка такая, и мне придется рассказать тебе об этом независимо от твоего желания. Итак, у нашего предложения есть костяк. Что это за костяк?
- Сыроежки.
Я захохотала.
- Я тебя люблю, Ник. Нет, костяк - это подлежащее и сказуемое.
Я записала предложение: «Есть прелесть». Потом задала вопрос: «В ком? В чём?» - и распространила предложение до «Есть прелесть в осени, дожде, запахах...», ожидая, что дальше он продолжит сам.
- Поставь вопрос от слова «есть».
- Есть... кто? что? Сыроежки.
***
Ник в шестом классе. Это всё повторение, но от программы предыдущих лет у него осколочные, островковые знания, которые не то что в материк - в архипелаг не складываются. Он только что перешел в новую школу, где у него замечательные, внимательные учителя, и мы оба готовы засиживаться допоздна, чтобы нагнать предыдущие, прошедшие довольно бестолково (по разным причинам) годы. Ник большой молодец, для меня в новинку то, насколько подолгу он может концентрировать внимание на сложных для него заданиях.
Смешно, что учительницы по русскому и математике из новой школы уговаривали меня не отдавать Николку в тот класс, куда я хотела. Дескать, умные ребята, но очень шумные - Нику будет сложно сосредоточиваться. Несколько дней назад Поленс приходит из школы и спрашивает Ника: «Никол, что ваш класс сегодня устроил? К нам пришла Анна Игоревна и говорит мне, зачем, мол, вы только отдали Николу в 6Б!» А Никола такой: «Ну, сегодня было шумновато, но по сравнению с тем, что у нас бывало в предыдущем классе... я этот шум просто не замечаю, и он мне нисколько не мешает».