Владимир Комаров - "Чернобыль - причина катастрофы"

Apr 26, 2014 10:43

Это интервью о Чернобыльской аварии с Владимиром Ивановичем Комаровым было впервые опубликовано 8 лет назад в газете "Единая Россия" к 20-ти летию катастрофы -
http://alikhanov.livejournal.com/131069.html



Служебный чернобыльский пропуск Владимира Ивановича Комарова - когда он возглавял "Комбинат" и руководил в течении 2-х с половиной лет работами по ликвидации Чернобыльской катастрофы.



читать и смотреть

Владимир Комаров о ситуации на АЭС "Фукусима 1" - видео.
http://alikhanov.livejournal.com/134241.html




- Что же произошло в Чернобыле?

- 4-й блок планово выводился в ремонт, перед которым всегда проводятся испытания защит реактора. Суть последней, 6-й проверки, заключается в том, чтобы-на случай аварийного обесточивания АЭС - использовать электроэнергию на инерционном выбеге турбины.
Но случилось так, что перед проведением 6-й проверки аварийно «отвалился» блок на Трипольской ГРЭС. Чтобы восполнить дефицит энергии, «Киевэнерго» прислал телекс с требованием вывести 4-й блок Чернобыльской АЭС на 50 % мощность.
Этого в тот момент категорически нельзя было делать!
Но телекс от «Киевэнерго» был продублирован телефонным звонком из ЦК КПСС. Прямо на Щит управления 4-м блоком Чернобыльской АЭС позвонил лично Копчинский. И его указание было выполнено.
Здесь надо учесть еще вот что. Вклад атомных электростанций в общий баланс выработки электроэнергии страны составляет примерно 16%. И для Минэнерго атомная энергетика всегда была чем-то вроде неродного дитяти. Чиновники получали премии за экономию углеводородного топлива и были не заинтересованы в снижении мощности тепловых электростанций, поскольку тогда терялся КПД. Поэтому в ночные часы, когда потребление электроэнергии снижалось, по их приказу уменьшали мощности на АЭС, что в принципе недопустимо. Атомные блоки должны работать только в базовом режиме (колебания мощностей приводят к образованию йодного отравления реакторов).
На реакторах типа РБМК до Чернобыльской аварии минимальный запас реактивности составлял 26 стержней. С разрешения главного инженера можно было оставить и меньше, но никак не менее 15.
Так вот, перед самой катастрофой на 4-м блоке Чернобыльской АЭС после проверок защит и после 12 часовой работы на 50% мощности в активной зоне реактора оставалось всего 7 стержней!
Сам же 4-й реактор был к тому моменту в глубокой йодной яме, то есть полностью неуправляемым.
Но оставалась еще последняя 6-я проверка, для поведения которой надо было опять выводить реактор на мощность, разгонять турбины - вынимать из активной зоны реактора последние оставшиеся стержни.

- С чем можно сравнить подобную ситуацию?
- По оживленному городу мчится автомобиль со скоростью 300 км в час, а в его тормозной системе нет тормозной жидкости.




- Почему же, не владея оперативной обстановкой, партработник по телефону заставил Дятлова продолжить проверку аварийной защиты? Чем руководствовался Копчинский?

- Я уже говорил, что вместо надзора сотрудники ЦК КПСС пытались напрямую управлять АЭС. Копчинский - видимо, в целях экономии - не хотел, чтобы эта последняя проверка проводилась уже после замены топлива. Но главное, мне кажется, в другом. Копчинский, до отъезда в Москву работавший замглавного инженера по науке именно на Чернобыльской АЭС, телефонными звонками демонстрировал свои аппаратные возможности. Показывал, что, сидя в Москве, в кабинете на Старой площади, он по-прежнему управляет Чернобыльской АЭС.

- Почему произошел этот катастрофический всплеск активности сразу после нажатия кнопки аварийной зашиты реактора? Ведь все должно быть наоборот? Только что реактор пытались, но не смогли разогнать, вынимая стержни. А тут - от опускания стержней! -реактор вдруг разогнался, да так, что произошла катастрофа?

- Это уже вопрос к создателям РБМК. Защитные стержни сделаны из бористой стали. Но у каждого из этих стержней был двухметровый графитовый наконечник. При нормальных условиях эти стержни выполняли свои функции, выравнивая зону нейтронного потока. Но в данном случае, когда были нарушены все регламенты и нормативы эксплуатации атомного реактора, графитовые наконечники, войдя в активную зону, резко замедлили нейтроны от высших энергий до тепловых нейтронов. И произошел взрыв.

- Если бы эти наконечники были сделаны, как и сами стержни, из бористой стали, то чернобыльская катастрофа все равно могла произойти?

- Нет. Реактор бы тогда заглушился, и чернобыльской катастрофы не было бы.

Чернобыль, радиация, Владимир Комаров, причина

Previous post Next post
Up