"Российское государство всегда поддерживало своих творцов" - интервью и статьи.

Apr 14, 2014 23:43

Сейчас все кому не лень критикуют отечественный шоу бизнес - за плохие тексты, за невыразительность музыки, и за низкий художественный уровень исполнительства. В чем главная причина очередного песенного упадка?

Блестящая жизнь эстрадных звезд проходит как бы вне их песенного репертуара. Сейчас «главное в песне» совсем не музыка, и не слова, а видеоряд, клип.
Основным носителем, основной продажной площадкой стал экран телевизора.
Носитель определяет требование к песенной продукции. Но за блестящей ширмой клипов происходит серьезная борьба за выживание отечественной песни.

Несколько лет назад был снят с производства отечественный автомобиль «Москвича», наследник автомобиля «Победа», которые выпускались больше шестидесяти лет. Даже заводы эти закрылись. Совершенно тоже самое происходит и с нашей песней - ее вытесняет западный рынок, причем уже и самой России. Западные песни, особенно их оркестровки лучше запоминаются, и главное они дешевле для исполнителей. Надо в музыкальной студии сделать наложения своего голоса на готовую фонограмму - вот и все дела.

За каждой песня, которую поет, например, Мадонна, а музыку для нее пишут Диана Воурен, Мишель Эскоффери и другие западные композиторы, стоят сотни и сотни песен, которые были написаны для той же Мадонны, или для другой западной звезды, но не вошли в их репертуар. И все эти песни - а таких песен тысячи и тысячи! - по дешевке целыми пакетами передаются нашим отечественным музыкальным издательствам и фирмам, занятым в шоу-бизнесе. Эти западные песни второго плана легко вытесняют все наши отечественные песни из репертуара наших исполнителей. Все мои песни, которые поет Дима Билан, на самом деле вовсе не мои. Они принадлежат западным издательствам.

Что значит «не Ваши»? Ведь по телевизору и радио все время звучит ваше имя?
Имя звучит только потому, что я отказался от прав на песню. Прежде чем делать подтекстовку я заранее отказывают от всех прав на эту песню.

Почему же вы не защищаете свои права?
Я обратился с письмом в Российское авторское общество (РАО), в котором я состою вот уже 30 лет, с просьбой защитить мои права. Вот что они мне ответили:
«Вы обратились в РАО с заявлением на регистрацию русскоязычных (!) текстов песен на музыку иностранных авторов. Поскольку произведения принадлежит иностранному правообладателю, вы должны представить в РАО разрешение с долей распределения авторского вознаграждения. В настоящее время представленный вам и текст можно зарегистрировать только как оригинальное стихотворное произведение без музыки. Вознаграждение за их исполнение в качестве текстов песен начисляться на ваше имя не будет»

А почему же вы не обратились к западным правообладателям?
В типичном договоре с западным правообладателем четко указывается, что российский певец имеет право исполнять английскую песню на русском языке только при обязательном отказе «автора переработанного произведения от доли авторского вознаграждения». Буквально - «без какого либо разделения дохода».
И западные правообладатели вовсе не намерены делиться авторским гонораром.
Просить их об этом не только унизительно, но и бесполезно.
Поэтому же РАО вас не защищает? Ведь так они скоро сами останутся без работы?
Таков международный закон об авторском праве. Чтобы было понятно, продолжим сравнение с автомобилем. Западные издательства считают, что они нам продали, допустим «Мерседес», то есть песню Мадонны, которая ей почему-то не подошла - сравнение не совсем корректно, потому что каждая песня Мадонны стоит примерно 60 миллионов долларов - в сотни раз дороже самого дорогого «Мерседеса». А мы тут в России взяли да засунули в этот «Мерседес мотор от «Москвича» - то есть написали русский текст. Западные издательства позволяют это сделать, но только без права получения гонорара - мол, поездите там у себя во дворе, но не вздумайте соваться на наш западный рынок. У них там и без нас так тесно, что пальца не просунуть.
"Хит из вторсырья" и другие статьи по поводу авторских прав.
-http://alikhanov.livejournal.com/646618.html


Почему это стало возможным?
В Государственной думе 25 июня 2004 года были приняты поправки Закона о защите авторских прав. Это закон будет в обозримом будущем определять оплату творческого труда. Там есть статья 49-я пункт второй, по которому, если я делаю перевод и подтекстовку песни без разрешения западных авторов - на меня накладывается штраф до 5 миллионов рублей, то есть 200 тысяч долларов. Поэтому прежде чем писать стихи на западную музыку я должен заранее отказаться от авторского вознаграждения, то есть подписать договор, где четко указано, что я не претендую на авторское вознаграждение. Западные издательства, как я уже говорил, с радостью дают такое разрешение, но только без права получения гонораров. А там есть чего получать - например «рингтоны» - то есть мелодии звонков для сотовых телефонов продаются в нашей стране миллионами копий. «Ты должна рядом быть» продано больше 9 миллионов рингтонов. - и все денежки - тю-тю! - ушли западным правообладателям.
Поэтому Вы против «ковер-версий»?
Да! Категорически против! Но главным образом еще и потому, что «ковер-версии» западных песен отзвучат один сезон - и тут же забываются навсегда. В них чуждые русскому языку паузы.
Это не «Лунная дорожка», или «На высоком берегу, на крутом» в исполнении Юрия Антонова. Эти песни звучат уже скоро четверть века, и будут звучать и дальше. Это песни действительно наши - Юрий Антонов автор музыки, а я автор слов - и в прямом и переносном смысле эти песни нам принадлежат. А западные песни нам не принадлежат, и они уничтожают нашу отечественную песню

Вы, наверное, шутите? Как можно уничтожить песню?
К сожалению, я вовсе не шучу. Такая угроза вполне реальна. Я являюсь членом песенной секции Союза композиторов России. Большинство моих товарищей по секции за последние годы не продали нашим эстрадным звездам ни одной песни. А что экономически не поддерживается - то исчезает. Не может быть композитором человек, которые не живет на гонорары от своих произведений. Как не может быть писателем, который не живет на гонорары со своих книг. Навык творчества очень быстро исчезает. Если труд не оплачивается, человек вынужден менять свою профессию, для того чтобы жить и выжить. Все очень просто.
То же самое и с песней - композитор, который несколько лет не продает ни одной песни - меняет профессию. Он становится учителем музыки, идет работать в кабак и т.д. А меж тем каждый год Литературный институт им. Горького выпускает множество дипломированных поэтов. Музыкальные училища России каждый год заканчивают легионы вокалистов. Большинство из них вынуждены будут зарабатывать свой хлеб не по профессии.

Как же можно исправить создавшееся положение?
Российское государство всегда поддерживало своих творцов.
Первый профессиональный писатель - Карамзин работал, ежедневно общаясь на прогулках - в «зеленом кабинете» с Александром I.
Тот же Максим Горький, с одобрения руководства страны, учредил Издательство «Всемирная литература», которое послужило основой «века переводов», и дало работу множеству писателей, и, соответственно, обогатило российское общество.
Владимир Маяковский, первый «агитатор и главарь», дал яркий пример того, что государству выгодно платить за идеологическую работу, включающую не только поверхностный «пиар», а формирующую глубинные целеустановки людей. Ведь именно благодаря разбуженному всеобщему энтузиазму масс, при весьма ограниченных тогда финансовых возможностях государства, были построены и «город-сад», и тысячи заводов и комбинатов. Профессия писателя в ее традиционном понимании в настоящее время выхолащивается, и на практике искореняется, поскольку эта профессия, как и всякая другая, предполагает минимальную соответствующую оплату, окупающую время проживания и средства, потраченные на создание произведений. За последние годы у меня вышло 4-ре тома прозы в издательствах «Книжная палата», «АСТ», «Терра».
Том моей прозы - «Клубничное время», без указания тиража, сейчас широко продается в магазинах и через Интернет. За эту книгу, которую я писал десять лет, и которая имеет широкий положительный отклик в СМИ, я получил гонорар - 9000 (девять тысяч рублей). Говорю не только о себе - финансовое положения всех моих собратьев по перу - совершенно плачевное.
С песней же положение еще более серьезное - потому что шоу бизнес - самая прибыльная сфера общественного труда!

А как же оплачивалась творческая работа раньше?
Оплата песен за весь советский период производилась из расчета 2% от общей зарплаты исполнителей на всех авторов исполняемого за месяц репертуара. В стране в то время было примерно 75 тысяч ресторанных коллективов, и все авторы песен стремились «попасть в кабак». Поэтому советские эстрадные песни писались из двух прихлопов трех притопов, чтобы пьяные «лабухи» могли исполнять их на своих расстроенных гитарах.
Закон «кто платит деньги, тот и заказывает музыку» привел к тому, что за весь советский период появилось не так много русских песен, популярных в мире, хотя такие и были, например: «Подмосковные вечера» или «Катюша»… По прежнему исполняли «Очи черные» и «Калинку».

А что происходит сейчас?
В настоящее время все FM-радиостанции заполнила разовая низкокачественная песенная продукция, которую крутят за так называемые «промоутерские». Задача таких менеджеров - раскрутить ту или иную группу, или «проект», провести с ними на скорую руку несколько гастролей и, получив необлагаемую налогом «наличку», немедленно сгинуть с этой группой, и чем быстрее забудутся песни, которые они исполняли, тем лучше и безопаснее. И тут же с новыми однодневными песнями начать новый «проект».
Подобное положение вещей напрямую связано с существующей системой оплаты авторского гонорара за песню - от 0,75 до 3 процентов от дохода - радиостанции, или концертной деятельности. Именно такая система оплаты опять предусмотрена и в Постановлении об авторском праве!
В цифрах же это выглядит так за 24 прокрутки песни «Буду я любить тебя всегда» радиостанция «Милицейская волна» платит мне 4 рубля 32 копейки в месяц.

Это происходит потому, что никакого «дохода», разумеется, никакой бухгалтер не показывает или минимизирует этот доход, а авторы не получают практически ничего - кроме «черного нала» за разовую продажу песням исполнителям.
Всем этим правовым и коммерческим разбродом немедленно воспользовались западные авторы и фирмы, представляющие их интересы в России.

Почему же не наводится порядок в этой отрасли?
Наши власти сейчас наводит порядок среди общественных организаций, которые функционируют на западные деньги. Но гораздо опаснее именно коммерческие организации, которые тоже работают на западные деньги и на западный карман! Они очень успешно выкачивают из нашего шоу-бизнеса, а заодно и из нашей экономики - миллионы и миллионы долларов. Эти организации не только продают, но и сами заказывают музыку в России, действуя внутри и прикрываясь благими намерениями. Такие фирмы, как правило, ведут активную борьбу за рынок и влияние - причем ведут эту борьбу скрытно!
В первых рядах этой борьбы, которая ведет к прямому уничтожению отечественной песни - Международная федерация производителей фонограмм (IFPI), которая в России официально представляет интересы крупнейших иностранных производителей видео и аудио продукции. Под видом борьбы с пиратством, подобные организации распространяют по демпинговым ценам западные песни. На самом деле идет не борьба с пиратством, а происходит пиратский захват нашего рынка!
Эти организации - в основном IFPI - оказывают постоянное давление на наши власти, преследуя, разумеется, собственные интересы. Финансируется подобные организации полностью из-за рубежа, а работают в России уже больше 10-ти лет.
IFPI подмяло под себя Российскую фонографическую ассоциацию, которая во многом определяет песенный репертуар на большинстве радиостанций. Поэтому предпочтение в нашем эфире отдается песням иностранного производства. Радийная ротация это не только промывка мозгов, но и огромные деньги непосредственно с радийной прокрутки. Кроме того, многие слушатели затем покупают диски западных исполнителей, которых они привыкли слушать на радио.
О пагубном влияние «ковер-версий» я вам уже говорил. Это практика обрекает отечественных композиторов и поэтов, а следом Российское Авторское общество на деградацию. С нашей отечественной песней произойдет тоже самое, что уже произошло с автомобилем «Москвич». Наша песня будет вытеснена с рынка.

Что надо делать, чтобы спасти российскую песню?
Иностранным песням не нужно проходить никаких таможен. Колоссальные деньги от рингтонов от продаж дисков, от прокрутки на радио прямо идут на счета правообладателей. Потому так активны дельцы от эстрады. Самое приятное в шоу-бизнесе, что не надо ни контейнеров, ни трубопроводов, ни терминалов - песни сами летят по воздуху, легко приходят по сетям Интернета в формате МР3, легко минуют все таможенные кордоны, и надо только отладить правовой механизм, а самим втихаря качать и качать «деньгу».
Мировой оборот от продаж интеллектуальной собственности растет, и уже в 10 раз превышает доход от торговли оружием. Рынок интеллектуальной собственности стоит 10 триллионов долларов - 10 тысяч миллиардов долларов. Идет беспощадная борьба за этот гигантский рынок.

Но наша страна хочет вступить в ВТО?
Я одиннадцать раз был на западе, в общей сложности провел там несколько лет, но я не разу не слышал там ни - ни по радио ни по телевидению - ни одной русской песни. Там нам защищать нечего! Нашей аудио-продукции на их рынке нет. Но зато у нас по радио крутятся западные хиты с утра и до вечера. Стоит ли вступление в ВТО того, чтобы наша эстрада была уничтожена - задавлена западной музыкой. Ведь, по сути если мы не будем исполнять и слушать свои собственные песни, читать и писать свои стихи, то мы утратим национальную самоидентификацию. В такой борьбе все средства хороши. На западе всячески преувеличивают размеры пиратства в России, обвиняя нашу страну в том, что наша страна является чуть ли ни лидеров по нарушению авторских прав. По западным оценкам в России реализуется контрафактной продукции от 70 до 90 % по отдельным продуктам. Но это дутые цифры. Опрос населения показывает, что менее 40 % населения покупает нелегальные копии западных исполнителей или компьютерных программ. По общим показателям это всего лишь 0,6% от всего мирового объема пиратства. У нас уровень пиратства по крайней мере вдвое ниже чем нам приписывается.
На самом деле под видом борьбы с пиратством идет подспудная, но очень эффективная борьба против отечественного шоу-бизнеса, против нашей песни.

Какова же цель международного шоу-бизнеса?
Привить русской публике западные музыкальные вкусы, которые собственно, если положить руку на сердце, уже давно привиты и дали глубокие корни. А все это направлено к одной цели - заработать побольше денег. Это способ конкуренции. А в конкурентной борьбе все средства хороши. Обвинив в тотальном пиратстве российских производителей, западные производители песен подрывают изнутри нашу песню, распространяя на рынке «ковер-версии» по демпинговым ценам. Ведь в конечном итоге преследуется одна цель - задавить отечественных композиторов, певцов и поэтов, а потом взвинтить цены на конечную продукцию, и повысить и без того гигантскую прибыль.

На что же нам надо делать?
Вся надежда на российских законодателей, которые, наконец, осознают эту угрозу, и защитят нашу песню и наши души. Пора, наконец, осознать, что это угроза нашей национальной самоидентичности, которая гораздо серьезнее всех остальных угроз. И пусть, создавая новые законы наши чиновники и думцы помнят о том, как они пытались, но так и не смогли защитить отечественную автопромышленность.

А что вы посоветуете звездам нашей эстрады?
Спасти русскую песню очень просто.
Звезды эстрады - не пойте чужих, пойте только свои песни!

"Всезнайка век со скул воротит зев..." http://alikhanov.livejournal.com/845981.html

Единственный путь сделать песню любимой "Сверхнежность" Алексей Воробьев -
http://alikhanov.livejournal.com/846689.html

Частный корреспондент. Автор: Сергей Алиханов, поэт-песенник -http://www.chaskor.ru/author/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9+%D0%90%D0%BB%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,+%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82-%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA

Сверхнежность, хит, Алексей Воробьев, прибыль, песня

Previous post Next post
Up