Jul 16, 2010 11:03
ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО
Единственное, что не удалось в жизни Евгению Евтушенко - ЦК КПСС не позволил ему сыграть в фильме рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда» главную роль, хотя приглашение на эту роль у него было.
Евтушенко был другом Бобби Кеннеди, Сальвадора Альенде, Джины Лоллобриджиды; журнал «Лайф» посвятил ему целиком номер, и на обложке был снимок Евтушенко. гладящего свои брюки;
он целый месяц спускался вниз по Амазонке на плоту с мисс «Южная Америка» в сопровождении катера с корреспондентами;
он был во всех странах мира, может быть, за исключением нескольких и его стихи переведены на все языки;
ему дарили свои картины Пикассо и Целков, даже один великий кинорежиссер, попав от перенапряжения в нервную клинику и выткав там картину, подарил ее Евтушенко;
по итогам конкурса среди латиноамериканских ансамблей на лучшее исполнение песни на слова Евтушенко, посвященной Гарсиа Лорке и написанной им по-испански, был выпущен диск;
когда во время вьетнамской войны Евтушенко посетил Вьетнам, пилотам американских бомбардировщиков были розданы карты с расписанием его маршрута по городам, чтобы ненароком его не задело;
он единственный, кто открыто протестовал против ареста и высылки Солженицына именно в тот момент, когда это произошло;
в 1968 году он протестовал против брежневской акции в Чехословакии, написал об этом стихи («Танки идут по Праге, танки идут по правде…») и читал их повсюду;
он первый почувствовал, что дело не одном Сталине, а в огромном, созданном диктатором аппарате, который после ХХ-го съезда КПСС быстро оклемался, пришел в себя, и опять на долгие четверть века обезручил, сковал Россию - Евтушенко первый сказал об этом, хотя помочь он тут был не в силах, да это было и невозможно;
а главное - он писал, писал, писал - он извел всю бумагу, печатая романы, повести, эссе, рецензии, перепечатывая - на старой пишущей машинке! - все сам! - для издательств тысячестраничные рукописи своих стихов и поэм, он извел все чернила и шариковые ручки, сочиняя стихи, испещряя стремительным почерком сотни тетрадей своих черновиков;
Евтушенко-фотограф имел колоссальный успех - выставки и альбомы его фотографий прошли и продавались в Америке и во многих странах Европы; когда же я его спросил, - почему он в портретной съемке не использует глубину резкости, он меня спросил в ответ: « А что это такое?»;
фильмы с его участием и созданные им в качестве режиссера не столь удачны, но вполне приемлемы;
по следам своей киношной работы Евтушенко преподает историю кино в одном из американских колледжей, недавно выпустил в Штатах новую книгу стихов и получил премию как лучший начинающий поэт; в газете «Коммерсант» вышла ироничная статья: «Кадиллак уже есть, теперь нужно на запчасти» - автор статьи не знал, что стихи в этой книге написаны на английском языке;
когда на поле в составе лучшей советской футбольной команды вышел Евтушенко, я с трудом поверил своим глазам, что это его однофамилец, а не он сам;
в настоящее время Евтушенко народный депутат, без пяти минут член правительства,
и во всех газетах обсуждается его предложение передать депутатские комнаты на железнодорожных вокзалах во всеобщее пользование.
Существует завистливое мнение, что Евтушенко получил от судьбы все то, что недополучили загубленные и замалчиваемые поэты предыдущей эпохи.
Александр Межиров написал о нем книгу эпиграмм.
Намеки - и в стихах Межирова:
Между тем, юбилея еще не выдал,
Порог полувека не перешагнул
Сизокрылый кумир наш, всечеловеческий идол,
Но уже издалека доносится грозный гул.
Но большинство эпиграмм Межиров просто читал при случае, я помню:
Из двух притопов, трех прихлопов
Наладил номер мировой,
И понял вскорости Андропов,
Что вышел парень мировой.
У вечной славы на хребте
Сидишь ошую от пророков,
Не написав по простоте
Ни «Фауста», ни «Буденброков».
Тем не менее, несомненно, что Евтушенко популярнее всех остальных поэтов,
пишущих или когда-либо писавших по-русски вместе взятых.
(Евгений Витковский процитировал эту фразу в своем «Веке перевода»)
Точно так же, как Пол Маккарти - самый популярный по количеству пластинок композитор за всю историю музыки.
(Эссе опубликовано в моем однотомнике «Блаженство бега», изд-во «Известия» 1992 год)
юбилей,
намек,
Евтушенко