В истории - и страны, и литературы - приметами времени и советской эпохи было типичное противодействие между творчеством поэтов и безымянной идеологической чиновничьей обслугой. Нелепые запреты и преследования СМОГа и ее лидера Владимира Алейникова, породили в характере поэта уникальную, всепобеждающую энергию преодоления. Непреклонность, сопротивление тоталитарной атмосфере, противоборство советской цензуре - эта инстанция тогда называлась «Главлит» - дали удивительную огранку и творчеству, и судьбе поэта. Строки и имена поэтов СМОГа остались в истории. О похожем явлении 19-го века заметил Евгений Евтушенко - «о «роли положительной» царей, опалой своевременной своей из царедворцев делавших поэтов».
Творческая активность Владимира Алейникова была направлена исключительно на эстетическое воздействие на читателей. Поэт стремился - да и по сей день стремится! - чтобы художественное восприятие читателей становилось всё более адекватным. В действительности бытование советских людей вовсе не являлась идеальным социумом- как об этом постоянно провозглашалось. Вдруг читатель станет смотреть глазами поэта, и осознает всю бессмысленность, безнадежность, захудалость жизни, да и самого себя увидит в ней - вот что страшило и пресловутый «Главлит», и иже с ними.
Но правда стихов была обращена в будущее:
Для высокого строя слова не нужны -
Только музыка льётся сквозная,
И достаточно слуху ночной тишины,
Где листва затаилась резная.
То ли фильма обрывки в пространство летят,
То ли это гитары аккорды, -
Но не всё ли равно тебе? - видно, хотят
Жить по-своему, складно и твёрдо...
Контекст в поэзии Владимира Алейникова категорически не содержит пафоса. Вся социалистическая и весьма затратная утопия, при чтении его стихов, разрушалась - идеологические подпорки переставили поддерживать пустоту лозунгов. Высокая и многозвучная просодия Алейникова, насыщенная рефлексиями времени, генерировала уже тогда многомерные смысловые пространства. И все это усиливало изобразительные свойства его просодии. Поэт словно предвидел возникновение новых коммуникативных возможностей и развитие интеркультурных связей.
Звучание его стихов в высшей степени мелодично. Повтор гласных звуков создает соответствующие смыслам настроение, и при этом каждое стихотворение легко воспринимается на слух:
Слова и чувства стольких лет,
Из недр ночных встающий свет,
Невыразимое, земное.
Чью суть не всем дано постичь,
И если речь - в ней ключ и клич,
А может, самое родное.
Обиды есть, но злобы нет,
Из бед былых протянут след
Неисправимого доверья
Сюда и далее, туда,
Где плещет понизу вода
И так живучи суеверья.
И здесь, и дальше, и везде,
Судьбой обязанный звезде,
Неугасимой, сокровенной,
Свой мир я создал в жизни сей -
Дождаться б с верою своей
Мне пониманья во вселенной…
полностью -
https://newizv.ru/news/2021-02-27/vladimir-aleynikov-i-mozhno-dyshat-mne-pokuda-vsego-chto-mogu-ne-spoyu-325244