Когда я поступал в аспирантуту ГЦОЛИКа на кафедру волейбола, я вместо вступительных экзаменов сразу сдавал кандидатские минимумы.
Английский я сдал в Грузинском ГосУниверситете, специальность - волейбол - на кафедре волейбола ГЦОЛИФка.
Получил две пятерки и мне оставалось сдать Марксиско-ленинскую философию.
Если я получаю и по этому предмету 5-ку - меня обязаны принять, а места не было, то ли его кому-то обещали.
В общем, прихожу на этот последний экзамен - и оказывается, что экзаменуют только меня одного - я один из всех соискателей сдавал сразу кандминимум - Марксистко-Ленинскую философию (остальные сдавали историю КПСС).
Экзамен у меня принимает целая комиссия, как мне потом сказали в ее составе были Заведующий кафедрой Марксисма-Ленинизма Московского университета и Заведующий кафедрой Марксизма Ленинизма МАИ
Готовился с этому экзамену я четыре месяца - с утра до вечера - и в Тбилиси и в Кисловодске (где я был вместе с отцом на сборах борцов) - штудировал первоисточники - "Философские тетради", "Материализм и эпириокритицизм", "Происхождение семьи, частной собственности и государства" и т.д.
И вот взял я экзаменационный билет, глянул на вопросы и говорю:
- Я готов отвечать, -
и пошел шпарить минут сорок одними цитатами.
Тут, смотрю, комиссия чего-то зашевелилась, забеспокоилась.
Им было сказано меня завалить, а тут что-то непонятное.
Видимо им стало приходить в голову, что это против них готовится какая-то провокация.
Тут какая-то из заведующих кафедр - дама посмелее - все же решилась и задала мне вопрос с подковыркой:
- Почему, например в Конго и в других африканских странах, при колоссальной и несправедливой эксплуатации населения не происходит революций?
Я тут же процитировал Ленина про "отсутствие пролетариата, как революционного класса в мировой деревне" - и был выпровожден с отличной оценкой вон.
Экзаменаторы поняли, что это очевидный подвох против их кафедр и карьер.
Пока я шел до метро, радуясь, что буду учиться в Москве, все эти заученные наизусть страницы наполовину выветрились у меня из головы
Слава богу, что сейчас, чтобы зацепиться за жизнь, никому уже не нужно зубрить в промышленных объемах классиков марксизма.