Типичный отчет об агитпоездке, который я представлял в ЦК ВЛКСМ.
***
Живу в стране , на агитпоездах,
Всегда в пути, точнее, на путях.
И пусть окно мне застит товарняк -
Мои равнины вижу я и так.
Я комсомолом поднят спозаранку,
И по райцентру или полустанку
Спешу в общагу, в школу и в ДК -
Вы вспомните меня наверняка!
5 фотографий
СБРОШЕННЫЙ С «ПАРОХОДА СОВРЕМЕННОСТИ» - В ВЕЧНОСТЬ
Поэзия Владимира Маяковского отделилась от нынешней реальности, лишилась социальной системы координат, перестала соотноситься с действительностью и стала непонятной.
Кардинальный излом отечественной истории привел к тому, что социальная слагаемая так называемой «советской поэзии» кажется нелепым эпатажем.
Основная тема зрелого Маяковского - воспевание подневольно-добровольного труда.
Маяковский первым призвал сограждан к тому, чтобы они, начитавшись его стихов, с превеликим энтузиазмом и почти задарма "такие люди" строили «город-сад», трудились на государство, которое своих дешевых, а вскоре и вовсе бесплатных работников ни во что не ставило.
С тяжелой руки Маяковского литература стала агитационным средством сперва для строительства "котлована", а потом - очень скоро -"индустриализации", и массового производства ширпотреба - нехитрых советских материальных благ.
Владимир Маяковский создал пафосное принуждение.
Именно Маяковский сделал пафосное принуждение основным "художественным критерием" советской литературы.
Критики-холуи исхитрились, и вскоре стали применять критерий пафосности и к эстрадной - к оркестровой - и даже к классической музыке!
Экономический эффект от пафосного принуждения позволил советскому государству создать и кормить писательское сословие, многочисленность которого сейчас даже трудно представить: в одной только Москве было почти десять тысяч профессиональных поэтов, которые кормились "ремеслишком", а в каждой из 15-ти республик - были свои огромные "Союзы советских писателей", и везде - многочисленные "секретариаты" с бюрократами-лауреатами во главе...
Смешно представить, что в наши дни какой-нибудь агитатор- главарь выступил бы с лозунгом: мол, давай ребята задарма поработаем на капиталистов.
Тут же этому "главарю" стало бы ясно, что «подъем энтузиазма масс» -весьма нелепый предмет для поэтических опусов.
Руководство быстро сообразило, что гораздо дешевле оплачивать «агитбригады», (в СССР было 6-ть постоянно курсирующих вдоль "строек коммунизма", "по Нечерноземью", по БАМу м пр. агитпоездов, и десятки агиттеплоходов на реках -
http://alikhanov.livejournal.com/456557.html http://alikhanov.livejournal.com/934955.html http://alikhanov.livejournal.com/80245.html)
чем просто платить миллионам людей за сделанную работу.
Труд "советских людей" под пафосным принуждением - из-за крайней дешевизны подобного сагитированного, насильственного труда - даже не надо было особо организовывать.
Когда поэзия подменяет менеджмент, менеджеров очень скоро сменяют надзиратели и лагерные начальники.
Владимир Маяковский, несомненно, добросовестно обманывался сам.
Он искренне верил, что личные экономические стимулы труда не нужны, и даже вредны для достижения конечной «великой» цели - построения «коммунистического далека».
Остальные же "советские писатели" следую принципам "социалистического реализма" нагнетали пафосное принуждение уже сознательно - чтобы попасть в "обойму", добраться до материальных благ, загранкомандировок и пр.
Звучание стиха Маяковского оказалось долговечнее содержания, и океанский раскат его голоса - оказался превыше всех его заблуждений.
Сейчас мы работаем, чтобы покупать, и покупаем, чтобы опять работать. Призывы сменились слоганами, агитация стала рекламой. Все понятно, просто, экономически обосновано.
Для агитационной пафосной поэзии нет места, времени, нет информационного пространства. Русская поэзия, не привязанная к жизнеустройству, оказалась сама по себе, и стала никому, кроме редких и бедных ее любителей, не нужна.
"Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи" - написал тов. Сталин на письме Лили Брик к нему.
И тут уж, конечно, был установлен Маяковскому памятник в Москве, пошли собрания сочинений, его стали изучать в школах...
На фоне агитпоезда.
В агитавтобусе.
Село Никольское - остров Беринга
***
Здесь, на рейде Авачинской бухты, -
На стыке земли, воды, неба,
Стояли Беринг, Лаперуз, Хабаров,
Слушали ветер, смотрели на скалы.
Но и до нас так же волны катились...
В журнале «Москва» -
https://moskvam.ru/publications/publication_2578.html Надпись над Тихим океаном:"Партия Ленина, сила народная нас к торжеству коммунизма ведет..."
Лежбище котиков
Крытая галерея, откуда был сделан предыдущий снимок.
Выступление перед экипажем агиттеплохода "Корчагинец" (переоборудованный большой морской рыболовный траулер - БМРТ)
Праздник Нептуна - слева в глубине с баяном стоит Владимир Дениссенков,
с которым мы впервые встретились на корабле.
http://alikhanov.livejournal.com/78139.html Ему тогда же была посвящена эпиграмма:
Над простором океана
Раздается звук баяна.
Баянист же неизменно,
Днем и ночью - в стельку пьян:
Тут не море по колено -
По колено океан!
И вот Владимир Дениссенков в Милане, возле театра Ла Скала:
http://alikhanov.livejournal.com/43553.htmlVladimir Denissenkov -
http://www.vladimirdenissenkov.com/contatti.htm так судьба играет человеком, а человек играет на баяне...
На первенстве по волейболу в трюме агиттеплохода "Корчагинец"
Грамота за выступления на Командорских островах, и стихи, там написанные:
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ НАРЯД
Тот, что слева, прищурясь, глядит в океан -
Что там чайки ныряют в волнах?
Тот, что справа, на сопки глядит сквозь туман.
Пальцы твердо лежат на курках.
А по центру с овчаркой спешит старшина,
Ничего не заметил пока.
Но шумит, набегая на берег, волна,
И рыча, рвется пес с поводка.
И недаром собака тревожит его -
Лишь врага здесь учуять могла -
Ведь на запад на тысячи верст никого,
И на север лишь тундра и мгла.
И ни звука, ни промелька не упустив,
Вновь вернутся в означенный срок.
А на мокрый песок наступает прилив
И смывает следы от сапог.
* * *
На этой океанской широте,
где в сотни верст ветра берут разбег,
в какой невыносимой тесноте
работает и служит человек.
В отсеке узком, в трюме, в цехе узком.
Великое терпенье в духе русском.
Грамоты за агитработу.
Еще одна из грамот 1986 года.