“Игра несчастливая родит задор”, “Лучше умереть, чем не играть” - писал Пушкин. По современной игроцкой терминологии великий поэт был “процессником”.
Играл Пушкин чтобы играть, а не выигрывать.
Но кто играет ради игры - по большей части в проигрыше.
К своему реноме игрока Пушкин относился с особым пиететом, потому что незаплаченные долги накладывали отпечаток на всю репутацию светского человека.
Игра очищает мозги, и по утру, после ночной карточной игры, творческая работа особо спорится.
В этом основная причина игровых пристрастий и А.С. Пушкина и Ф.М.Достоевского. Отечественная пушкинистика до сих пор находится в плену советских представлений,
где во всех несчастьях великого поэта принято было винить “царя”.Нет пророка в своем отечестве, а в своем времени и тем более нет пророка.Композитора Черни (чьи этюды разучивают начинающие пианисты) современники считался более крупным композитором, чем Фредерика Шопена. Так же и А.С. Пушкина современники не могли видеть во всем его истинном величии.Александр Сергеевич, написал на поэта Ивана Великопольского сатиру:
…..
Ему в ответ его приятель
Взяв карты, молча стасовал,
Дал снять, и нравственный писатель
Всю ночь - увы! - понтировал.
Тебе знаком ли сей проказник?
Но встреча с ним была б мне праздник:
Я с ним готов всю ночь не спать
И до полдневного сиянья
Читать моральные посланья
И проигрыш его писать.
Свой ответ:
“…Глава "Онегина” вторая
Съезжала скромно на тузе"
Великопольский хотел напечатать в “Пчеле”.
Но Пушкин не разрешил Булгарину-редактору ответ этот публиковать.
Вот как Александр Пушкин объяснил Великопольскому причину отказа в личном письме:“Любезный Иван Ермолаевич, Булгарин показал мне
очень милые ваши стансы ко мне, в ответ, на мою шутку.
Он сказал мне,что цензура их не пропускает, как личность, (как личный навет) без моего согласия.
К сожалению, я не мог согласиться.
Я не проигрывал 2-ой главы, а ее экземплярами заплатил свой долг,
так точно, как Вы заплатили мне свой родительскими алмазами (действительно - праздник для игрока!) и 35 томами Энциклопедии”.
Сватовство Пушкина его будущей тещей было принято неблагосклонно.26 апреля 1830 года в письме начальнику Бенкендорфу Александр Пушкин пишет:
“Счастье мое зависит от одного благосклонного слова того, к кому моя преданность и моя благодарность бескорыстны и безграничны”.
“Тот” это - царь Николай I.
В ответным письмом Бенкендорф сообщает (вся переписка, разумеется ведется на французском):
“Государь с удовольствием услышал о намерении его жениться, и поручил ему сообщить, что он, Пушкин, находится не под гневом, а под отеческим попечением его Величества”;
Бенкендорф в приписке уполномочил Пушкина показать это письмо своей будушей теще, и всем, кому он сочтет нужным.
После этого “высочайшего"письма сватовство поэта сразу же было принято,
и Пушкин поехал в гости в имение Гончаровых в Полотняный завод.Там среди рухляди Александр Сергеевич жених Пушкин вдруг нашел бронзовую статую Екатерины II!В следующем же письме от 29 мая 1830 года
Пушкин обратился к шефу жандармов Бенкендорфу с любопытной просьбой:- исходотайствовать ему разрешение у государя на переливку находившийся в Полотняном Заводе, у деда его невесты Гончаровой, бронзовой статуи Екатерины II, за которую скупщики меди предлагают ему сорок тысяч рублей.Какова петиция!
Деньги явно были нужны любимому нашему поэту на оплату знаменитых карточных долгов.Однако, на сей раз высочайшего разрешение дано не было.
В дальнейшем - еще до Октябрьской революции, монумент Екатерины II был куплен братьями-купцами, и установлен на Центральной площади Екатеринослава (Днепропетровск).
Потом - уже в разгар Советской власти - памятник перенесли от греха подальше к городской библиотеке.
А во время Второй мировой войны бронзовую Екатерину, как свою, как немку, немцы стащили и увезли в Германию.Памятник этот так до сих пор и не найден, и не возвращен.Уж лучше бы матушку бронзовую Екатерину II тогда же и переплавили,и Александр Сергеевич Пушкин расплатился бы с карточными долгами, а не искал бы своей погибели в дуэли со свояком - дуэлянты были женаты на родных сестрах…