Рутинная формулировка «жизнь и творчество» к великому
композитору Рихарду Вагнеру совершенно не подходит.
О творчестве Вагнера, оперных произведениях, о либретто, которые Вагнер всегда сочинял сам, главное - о гениальной музыке, что ни скажи, ни напиши - величественная, эпохальная, выдающаяся, всеобъемлющая, величавая, божественная, вечная - все мало.
Сам Вагнер был самого высокого мнения о своей гениальности и лучше всех любого умел убеждать в своей совершенной исключительности.
Однажды Рихард Вагнер «уболтал» даже прижимистого фабриканта роялей подарить ему дорогущий инструмент.
Маленького роста, с невзрачной фигурой Вагнер имел очень характерную, горделивую осанку, импозантность, а его инстинктивный эгоцентризм гения не имел пределов.
Несомненно, Вагнер - великий композитор, но и одаренность Вагнера - поэта необычайна - у него был выдающийся драматургический дар. Все остальные великие композиторы 19-го века - за исключением Вагнера - подбирая либретто для своих опер, зачастую делали при этом очевидные драматургические ошибки. Поэзия, считал Вагнер, - это мужское начало, а музыка - женское начало творчества.
«Меня привлекает только такой сюжет, который является мне одновременно в своем поэтическом и музыкальном значении.»
И еще:
«Я выбираю только такой сюжет, который выигрывает при музыкальной обработке» - писал Вагнер.
Помимо музыки и опер в творческом наследии Вагнера огромное количество статей, книг, автобиографий.
Творчество для Вагнера было превыше всего - все остальная жизнь для композитора = включая собственные житейские обстоятельства - существовала постольку поскольку.
Прежде чем создать «Летучего голландца», находясь в невыносимой нужде, Вагнер продал - написанное им самим! - либретто именно этой оперы, и на эти деньги тут же дописал всю оперу - уже на не принадлежащее ему либретто.
На такие мелочи Вагнер никогда не обращал никакого внимания. Когда в Венском театре во время пожара - ни на его опере! - а на спектакле Оффенбаха «Сказки Гофмана» сгорело 900 человек, Вагнер заявил: «Я бы прослезился, если бы это были шахтеры. А тут светские люди с дурным вкусом сгорели на пошлом представлении оперетты Оффенбаха. Я совершенно равнодушен…»
Жизнь Вагнера настолько фантастична и насыщенна, что до сих пор о ней снимаются если ни боевики, то захватывающие кинофильмы (последняя лента - года лет пять тому назад английским кинорежиссером Кеном Расселом - «Листомания»). Патологическая расточительность неоднократно приводила Вагнера к тому, что большую часть своей жизни он голодал, бегал от кредиторов.
Но все равно никогда, ни при каких обстоятельствах Вагнер не платил долгов, за что однажды - в Париже - довольно продолжительное время сидел - в буквальном смысле! - в долговой яме.
Вагнер опустошил карманы всех своих родственников и просил денег у каждого - начиная с монархов и кончая первым встречным.
Ференц Лист - который стал впоследствии его тестем - зарабатывал меньше Вагнера, однако всегда ссужал Вагнера деньгами. Но едва Вагнер получал какую-нибудь ссуду, любое воспоминание о долговом обязательстве начисто исчезало из его памяти.
«Люди должны дарить мне все, и не требовать взамен решительно ничего, кроме того, что я и так делаю» - вот кредо Вагнера.
Что ж, великий Вагнер своим немыслимым трудом сотворил не существовавший до него мир, и, похоже, имел право так говорить. Стереотип вагнеровского поведения - я гений, поэтому беру у любого, что хочу. Остальные люди обязаны давать мне все, что мне захочется иметь, и по первому моему требованию.
Короче - Вагнер гениальный музыкант и беспечный, наглый кидала. Говоря словами Ганса фон Бюлова - его друга, его персонального дирижера, и мужа его любовницы - а впоследствии второй вагнеровской жены - Козимы: «Вагнер в своих творениях возвышен, а в поступках низок».
Для нас - за пеленой лет, поглотивших в безвестности подавляющее большинстве современников Вагнера, подобное поведение кажется сейчас вполне объяснимым и даже - в нормах богемной нашей тусовки - даже оправданным. Но тогда для окружающих подобное беззастенчивое, вызывающе наглое поведение - скажем по западному - создавало проблемы.
Проследим судьбу композитора от рождения.
Вильгельм Рихард Вагнер появился на свет 22 мая 1913 года в Лейпциге. Отец Вагнера умер, когда мальчику не исполнился еще один год. Впоследствии, Вагнер с большим удивлением обнаружил, что его собственный сын, больше всего походил ни на его отца, а на его отчима, который тоже умер рано - когда Вагнеру было 8 лет. Рихард вырос без мужского общения.
Серьезно заниматься музыкой Вагнер начал в 18 лет - он вовсе не был вундеркиндом. Но уже в 21 год Вагнер стал вторым дирижером театра в Магдебурге. А вскоре первым капельмейстером в Кенигсберге, откуда за ним - после провала оперы, поставленной на его страх и риск - потянулись первые его долги.
Вагнер женится на актрисе, на Минне, которая старше его на несколько лет. Вагнер обожает свою первую жену, бегает за ней и так достает ее ревностью, что брак едва ни распадается. Наконец, кенигсбергские заимодавцы надоели Вагнеру, и он перебирается с женой в Ригу, и становится первым капельмейстер в рижском театре, где труппа актеров напоминает скопище нищих и бродяг. Театр дышит на ладан, единственный способ получить зарплату - это ублажить директорскую жену. Но и в Риге Вагнер сумел-таки убедить местных богатеев, назанимал много денег, и поставил - с этими никуда не годными актерами - свою оперу «Риенци», ради самого факта постановки, которая, разумеется, провалилась. Кредиторы взбесились, и отняли у композитора паспорт. Но Вагнер бежит - так он будет впоследствии повсюду «линять» от долгов, скрывается от казачьих патрулей пробирается на корабль и морем вместе с женой выбирается из России (ни только Рига, но и большая часть Польши были тогда Россией).
На утлом суденышке, сейчас бы никто на током не рискнул бы выйти из рижского порта, Вагнер пускается во Францию - с заходом в норвежские фьорды, кораблик побывал и на рейде Лондона, и только спустя месяц достиг берегов Булони.
И шум якорных цепей и песню матросов из «Летучего голландца» отражаемую норвежскими скалами, Вагнер привез из этого беспримерного путешествия. Опасные приключения на море, а следом нищенское существование в Париже, долговая тюрьма - все это высвободило творческие силы композитора. «Летучий голландец» не выдуман, а пережит и воплощен Вагнером.
Начинает вулканическое творчество великого композитора.
Вагнер на века вперед обеспечил оперный репертуар мировым подмосткам.
Хотя некоторые музыкальные критики пишут, что Вагнер великий мастер, страдал недостатком, свойственном дилетантам, и что у Вагнера был узкий кругозор. Но, думается, для Вагнера сразу было очевидно, что только общечеловеческие мифы, в качестве которых он выбрал цикл германских сказаний, способны глубоко - из поколения в поколение - своим глубочайшим символическим содержанием захватывать чувства зрителей. Гигантски оперные творения Вагнера состоят из многочисленных эпизодов, каждый из которых соответствует естественному чувству формы и представляет собой маленькую, органически выстроенную музыкальную пьесу, характерную чрезвычайной насыщенностью звуковой палитры. Каждая такая пьеса вписывается в общую музыкальную картину оперного произведения.
А сутью своих опер Вагнер сделал выражение Аристотеля - «драма это очищение страхом и состраданием».
Но постановки его опер -практически во всех европейских столицах - не приносит и десятой части необходимых - и уже потраченных! - Вагнером денег. Сколько бы Вагнер ни получил «авторских» от своей концертно-гастрольной деятельности - его потребности намного превышают его возможности.
Вагнер категорически требует ежегодный пенсион от нескольких немецких государей - и не получает его. Но в самых критических ситуациях Вагнер всегда заказывает самое дорогое шампанское.
Хотя известны вроде бы все мельчайшие детали его биографии, о которой сам Вагнер написал немало книг, и тысячи, тысячи книг написаны о нем - можно целую библиотеку составить! - но на самом деле многое в жизни композитора до сих пор остается тайной. Его вторая жена Козима- дочь композитора Листа, которая пережила Вагнера на почти пятьдесят лет, все эти пол века только и занималась тем, что тщательно отбирала и прятала документы, которые не подходили под образ Вагнера, который нравился самой Козиме, и каковой должен был «остаться в веках». Эти документы до сих пор не недоступны и хранится на вилле семейства Вагнеров в Байрете.
Существуют шеститомное жизнеописание Вагнера, написанное в крайне слащавом и подобострастном тоне его личным биографом Глазенапом, но все эти и многие другие тома, причесаны под ту или иную гребенку. Направленность подобных сочинений более соответствовало текущей политической ситуации в Баварии, чем глубинной сути биографии композитора.
А сам Вагнер, чтобы наполнить свое творчество жизненными впечатлениями, от оперных партитур, возвращается в свою собственную жизнь, словно в кино.
Видимо, скуки ради, Вагнер принимает участие в Дрезденской «мелкобуржуазной» революции, где у него в сообщниках и даже друзьях вдруг оказался Мишка Бакунин - странствующий основатель, теоретик и практик мирового терроризма.
В 1848 году Вагнер помимо революции, готовил в Дрезденском театре постановку «Лоэнгрина». Его крайне раздражает прижимистый интендант оперы, Этого интенданта Вагнер предлагал сместить ни иначе, как вместе с королем.
«Когда достигнут целей политические перевороты коммунистов и социалистов я приступлю к перестройке всего искусства» - чисто по-ленински пишет Вагнер.
Его «друган» как бы сейчас его звании - Мишаня Бакунин, у которого , неистребимая, активная ненависть к «текущей» культуре, вполне совмещалась с чистыми, направленными в «светлое будущее», идеалами человечности, нашел в Вагнере «родственную душу».
Бакунин предложил Вагнеру самое простенькое либретто в истории оперного искусства под названием: «Гибель и разрушение» - для тенора, «обезглавьте его» для сопрано «повесьте его», а бас все время должен твердить одно: «Огня!» «Огня»!
Ребята «оттянулись по полной» - разобрали брусчатку мостовых, порубили для баррикад деревья на бульварах. После провала революции, Бакунин на коляске бежит в «рудные горы», а Вагнер от немедленного ареста скрывается в Швейцарии, где с единственным чемоданом и без копейки денег начинает перебираться из отеля в отель.
Нина Воронель, которая много месяцев провела в Венских архивах, утверждает что ей попался донос Вагнера на Бакунина, благодаря которому Вагнеру «дали слинять», а Михаила Бакунина «загребли».
Тем не менее, положение Вагнера оставалось совершенно отчаянным.
Уже не помогает испытанное средство от бедности - шампанское в номер за 20 золотых марок.
Ему больше чем когда либо не достает «денег, денег и денег». Похожая формулировка - есть у Наполеона, которому для «войны нужны три вещи - деньги, деньги и деньги».
Вагнеру перевалило за пятьдесят, но великий композитор по прежнему в юношеской неустроенности, и ему впору опять взбираться на рижский парусный кораблик его молодости и бежать - но куда?
И тут случается чудо, природе которого как раз и посвящен фильм английского кинорежиссера Рассела «Листомания».
«Откуда ни возьмись появился» в гостинице Вагнера, уже сидящего на чемодане, личный секретарь девятнадцатилетнего баварского короля Людовика Второго, который из за скоропостижной смерти отца только пару недель назад оказался на баварском престоле. ( Это теплое местечко Виттельсбахи занимали к тому времени уже 700 лет и династия их совершенно выродилась). Посланец короля вручает Вагнеру брильянтовый перстень и королевское приглашение - перебраться в Мюнхен.
Тут начинается удивительная история, очень похожая на случай с соседкой Параджанова - другого известного кинорежиссера, который при советской власти то и дело сидел в тюрьме за гомосексуализм.
Хотя во всем мире Параджанов был знаменит, как выдающейся деятель кино, у себя в тбилисском дворике - где он жил - у Параджанова была репутация законченного педераста. Его соседка, комната которой была тоже на первом этаже, была страстной поклонницей Марчелло Мастрояни, и всячески измывалась над Параджановым, когда тот утверждал, что очень давно и очень хорошо и совсем не понаслышке знаком с выдающимся итальянским киноактером.
И вот однажды, когда Мастрояни наконец приехал в гости к Параджанову.
Хорошо проведя время, глубокой ночью старые педерасты вышли во двор.
Тут Параджанов вдруг вспомнил о своей соседке, Параджанов посадил Мастрояни на плечи и сказал ему чтобы тот, находясь у него на плечах, постучал в окно ее соседки.
После долгого, продолжительно стука соседка проснулась, вознамерилась как следует поскандалить, но тут в рамке собственного окне она вдруг увидела физиономию своего кумира, который сидит на плечах у педераста Параджанова!
И бедная соседка упала в обморок.
Так и Людовик Баварский посадил себе на голову Вагнера и показал торжествующую физиономию великого и наглого композитора всему баварскому народу.
http://bigpicture.ru/?p=163226Из-за Вагнера это последнего Людовика чуть ни свергли!
Бавария содрогнулась от требований Вагнера!
Первым делом влюбленный король оплатил все долги Вагнера - их вручили композитору серебряными таллерами, и для «инкассации» королевской казны - потребовалось взять две кареты. Две кареты долгов!
«Вы тоже не имеете дела с женщинами - они так скучны» - сказал ему Людовик.
«Разумеется» - подтвердил Вагнер, в то время как серебро в каретах - всю баварскую казну! - вывозила любовница Вагнера Козима.
Личный секретарь короля попутался было прекратить немыслимое мотовство, но Вагнер тут же потребовал его удалить, и заодно выгнать премьер- министра Баварии.
И влюбленный король выгнал и того и другого!
Людовику Баварскому вручили письмо от жителей Мюнхена с четырьмя тысячами подписей с «народной просьбой» выслать Вагнера. Но Людовик поселился в замке Берг на Штарнбергском озера, а Вагнера поселил рядом с собой.
Меньше чем за год Вагнер потратил четверть миллиона марок.
«…Я не хочу быть фаворитом королевского фаворита» - пишет Ганс фон Бюллов - тогда еще муж Козимы.
Наконец влюбленный король «удаляет» от себя композитора и тот, после триумфа «Парсифаля», уезжает из Мюнхена в Швейцарию на специальном поезде.
Магистрат Мюнхена устроил в честь изгнания Вагнера из Баварии факельное шествие!
Вагнер перебирается на 10 лет в Швейцарию, но и там пользуется безграничной щедростью Людовика, который исхитряется время от времени наносить Вагнеру визиты инкогнито.
Например, в мае 1866 года когда решался вопрос мира и войны между Пруссией и Австрией, и Бавария приняла сторону Австрии, Людовик прервал важнейшие переговоры - якобы для конной прогулки со своим секретарем.
Напрасно в Гогеншвангау военный министр короля ждал возвращения своего «повелителя» с конной прогулки - Людовик с коня пересел на поезд, и «свалил» в Швейцарию к Вагнеру.
Юмористы всей Европы потешались тогда над Баварией - «страна разыскивает своего короля». Над этой историей смеялся даже Марк Твен.
Письма Людовига к Вагнеру - были - и частично остаются до сих пор! - государственной тайной «Мюнхенского двора».
«Пусть горит и сверкает наша любовь - Верный до гроба Людовик»
«До перехода в мир иной остаюсь верным любящий Людовик» - так подписывался король под своими ежедневными посланиями.
Вагнер, который всю жизнь опасался, что скоро получит «счет даже от своей кормилицы» , у которого ни одно коммерческое предприятие ни с постановкой опер, ни с печатанием партитур никогда не приносило финансового успеха - одним махом рассчитался со всеми долгами, а затем - на деньги короля Людовика - построил уже в Швейцарии в Байрете фестивальный дворец!
По всей Германии собирали деньги на вагнеровские представления, но первый же фестиваль принес колоссальные убытки в 150 000 марок, которые опять покрыл Людовик.
Но Вагнер наконец стал богатым, а гениальным Вагнер был всегда.
1874 году в фестивальном театре ставиться « Кольцо Нибелугов» - «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов».
В Байрет на музыкальный вагнеровский фестиваль из России официально прибыл П.И Чайковский, который передавал свои корреспонденции о грандиозном представлении в газеты Петербурга и Москвы.
(Там в Байрете возможно и был задуман сюжет балета "Лебединое озеро")
Сам Вагнер обосновался на вилле Васфильд - подаренной ему королем. Бронзовый бюст Людовика и по сей день возвышается перед фасадом.
Тем не менее, никакие детали биографии не могут дать верное представление о сущности творчества Вагнера.
Безбрежный океан его музыки не поддается ни оценке, ни словесному описанию…
Бессмертную музыку Вагнера надо слушать.