Владимир Васильевич Вейдле - современник Мандельштама и Георгия Иванова, собеседник Бунина, внимательный и все запомнивший петербургский знакомый Анны Ахматовой, близкой друг Ходасевича.
После эмиграции Вейдле долгие годы прожил во Франции, потом в Америке.
Он писал и печатал в «Современных записках», в «Окнах», в «Новом русском слове» и других изданиях удивительные по пластике, филигранному анализу и тонкому чувствованию критические статьи и воспоминания.
«Она (Ахматова) мне сказала, что слагая стихи, она никогда в руки не берет пера и бумаги. Работает долго над каждым стихотворением, но записывает его лишь в полностью отделанном виде, после того, как прочла друзьям, порой через неделю или две после эстрадного его чтения.»
Бесценное свидетельство!
Статьи Вейдле о культуре и религии словно написаны сегодня, а ни десятки лет назад:
«Всеобщая грамотность вполне совместима со всеобщим варварством».
Вейдле пророчески предрек крах, который постиг «малограмотных старателей», калечивших культуру России
долгие 70 лет, и не понимавших, что
«без культуры их собственная идеология для надвигающегося техницизма - такая же пустая болтовня, как и все что ни техника, и не используемая техникой наука».
Главная книга Вейдле «Умирание искусства» переведена на многие мировые языки, издана в десятах стран.
Замечательная книга Вейдле всегда находится у меня под рукой - рядом с критическими книгами Адамовича, Терапиано, Ходасевича, рядом с любимой книгой - "Гамбургский счет" Виктора Шкловского.