Луи Армстронг сам выбрал день своего рождения

May 02, 2010 21:06

ЛУИ АРМСТРОНГ
(1901 -1971)

Когда черный подросток Лу обратил внимание, что у всех его сверстников бывают дни рождения, а у него - нет, то установить точную дату его собственного появления на свет было уже невозможно.

Отец - рабочий-поденщик сбежал от семьи, когда мальчику не было еще и пяти лет, а мать подрабатывала на жизнь то прачкой, то проституткой и ей давно было ни до сына. Поэтому негритенок день своего рождения выбрал сам, и сделал это скорее всего уже в исправительном доме, куда он попал в 1913 году, после того как стащил у полицейского - клиента его матери - пистолет, и стал стрелять в воздух, чтоб хоть кто-то в этом мире на него обратил внимание.
Так 4 июля - День независимости Соединенных Штатов, самый любимый в стране - после Рождества - праздник, время салютов, всеобщего веселья и стал днем рождения Луи Армстронга.

Похоже, подросток решил: «Пусть ликующая страна заодно отмечает и мое появленье на белый свет».

В начале прошлого века в Нью-Орлеане - в столице сравнительно недавно побежденного в Гражданской войне рабовладельческого Юга - свет преуспевания, богатства и успеха светил только белым.

Бабушка Армстронга была рабыней.

Никакой собственности - кроме личной свободы у афро-американцев тогда не было и помине. Разве что угол в одном из низких, одноэтажных, удлиненных домов, построенных специально для рабов.

(Не знаю как сейчас, после катастрофического наводнения, стоят ли эти дома, но в 1990 году, читая цикл лекций лекций в Тюлейнском университете под общим названием «Поэзия и политика» я жил как раз в таком доме - под столетними белыми акациями возле трамвайных путей - в Нью-Орлеане трамваи очень популярный транспорт).

Луи был разносчиком газет, мусорщиком, зимой - развозил на тележке уголь местным проституткам - мелкая угольная кампания в которой он подрабатывал, принадлежала еврейским выходцам из России, которые так хорошо относились к маленькому Луи, что он до конца своих дней носил на шее Звезду Давида.

Несчастье - исправительный дом - обернулась для Луи счастьем. Именно там черный подросток стал учиться музыке, освоил корнет и альтгорн. Духовой оркестр и хор из трудновоспитуемых подростков - вот первый музыкальный коллектив, в котором играл и пел Армстронг.

После освобождения Луи стал подрабатывать, играя в многочисленных барах и ресторанчиках Французского квартала Нью-Орлеана, в котором и по сей день в неприкосновенности стоят все постройки 18-го века, в том числе даже дом Наполеона - в Луизиане когда-то жили в основном выходцы из Франции, они и построили этот дом для поверженного императора, на случай если тому удастся сбежать с острова Святой Елены.
В дни юности Луи Армсторнга самый воздух был пропитан блюзами, по сути - народными негритянскими мелодиями, исполняемыми на духовых инструментах. Армстронг стал музыкантом-любителем, и продолжал учиться у музыкантов.

Армстронг познакомился с «Кингом» Оливаром, который вскоре уехал в Чикаго и уступил Армстронгу свое место в оркестре «Кида» Ори - начало профессиональной музыкальной карьеры было положено.
Он стал выступать с Оскаром Селестином «Папой», с Полом Домингезом, с «Затти» Синглтоном, Луисом Расселом, играл в ривер-бот бандах, то есть в оркестрах на пароходах, перевозящих или прокатывающих публику вдоль по полноводной, неоглядной, мутно-желтой Миссисипи, на берегу которой и стоит Нью-Орлеан. Играл в «Jazz-E-Jazz band» «Фейта» Марэйбла.
В 1922 году Армстронг переехал в Чикаго, где в течении двух лет - до выходя первой пластинки - работал вторым корнетистом в «Сreol Jazz Band», потом в Нью-Йорке выступал уже трубачом и певцом в оркестре Флетчера Хендерсона.

Армстронг записывался на пластинки в составе аккомпанирующих групп со многими джазовыми и блюзовыми вокалистами. Когда у него закончился контракт с Хендерсоном, он вернулся в Чикаго, женился на пианистке «Сreol» Лил Хардин, которая в 1925 году организовала с Армстронгом первый собственный оркестр.

С ноября этого же года Армстронг начал работать студийно с ансамблем «Hot Five» - состав: «Кид» Ори, Джонни Доддс, Джонни Сент-Сир и Хардин, позднее -Фред Робинсон, Джимми Стронг, Эрл Хайнс, Сиглтон, а с мая 1927, после того как к ним присоединились Пит Бриггс и «Бэби» Доддс, преобразованный в «Hot ceven”. 1929-30 годах Арсмстронт играет в Калифорнии с оркестрами Леона Элкинса и Леса Хейта. Тогда же в Голливуде он впервые принимает участие в киносъемках. Всего за карьеру Армстронг снялся более чем в 50-ти музыкальных фильмах.
Первые успешные гастрольные турне по Европе в начале сороковых годов принесли Луи Армстронгу, как ни странно, широкую известность прежде всего среди белого населения Америки.

Напомню, что в профессиональную баскетбольную лигу - сейчас на 85% состоящую из негритянских спортсменов - первый небелый баскетболист пробился только в конце пятидесятых годов.

В тридцатых же годах прошлого века и джаз, исполняемый в основном неграми, считался - до великого Луи Армстронга - искусством второго сорта - для «черных».

Игра вместе с репетициями по 8-12 часов в день на духовых инструментах (особенно в начале карьеры с неправильным, неподобранным амбушюром и мундштуком) деформировала и даже привела к нескольким разрывам тканей верней губы Армстронга, и трубач перенес несколько операций. Одновременно Армстронг пытался избавится от хриплого тембра голоса ( который так характерен для Владимира Высотского), и оперировал голосовые связки.

Армстронг только потом осознал, что как раз в чарующей хрипотце -его неповторимая творческая индивидуальность.

Следуя английской поговорке - ничто не способствует успеху, как успех, Армстронг продолжает неустанно записываться в студиях и непрерывно концертирует. Он проводит филармонические джазовые концерты, пишет вторую автобиографическую книгу.

Каждое его выступление 40-50 годов становится открытием, новой эпохой джаза. Прижизненная дискография Армстронга (количество альбомов) насчитывает 41 индивидуальный диск, и больше двухсот компиляций. Он творчески сотрудничает с Сидни Бешем, «Бингом» Кросби, Дюком Эллингтоном, с Эллой Фицлжеральд, Оскаром Питерсоном, «Кингом» Оливером, Лайонелом Хемптоном, европейскими музыкантами «Чиком» Уэббом, Джеком Дорси, Гордоном Дженкинсом, и многими другими. Армстронг создает собственный оркестр «All Star Bands».

Луи Армстронг становится живой традицией - его образ и его музыка - это классика джаза, приобретающая общемировое культурное значение. Армстронг выступает с музыкантами самых различных стилей - с диксилендами, исполнителями спиричуэлсов и госпелсов (баптистких гимнов), с церковными хорами, со свинговыми и модерн-джазовыми коллективами, принимает участия в бродвейских мюзиклах, шоу, продолжает сниматься в голливудских музыкальных кинофильмах.
Луи Армстронг исполняет вместе Эллой Фицджеральд оперу Гершвина «Порги и Бесс». Его «поп-джаз» приводит в восторг любую аудиторию - Армстронг неповторимо индивидуален, общедоступен и любим.

Армстронг становится настолько популярен в мире, что его голос и первые пластинки в 60-х годах проникают за «железный» занавес - в СССР.
Искусство Армстронга ни только побеждает расовые предрассудки Америки, а преодолевает совершенно незыблемые и непреодолимые в те годы социально-политические границы.

Первый альбом Армстронга, на ярко синей обложке которого был изображен великий джазист играющий на золотой трубе, мне довелось держать в руках в 1964 году. Эта первая нелегально попавшая пластинка Армстронга (их тщательно отбирали на таможне) стоила 250 рублей - деньги тогда совершенно немыслимые - месячная зарплата кандидата наук.

Вполне может быть,что в сферах мировой причинности, для того чтобы парящие мелодии и говорящие паузы Армстронга сейчас звучали в России, больше всего сделал сам великий Сэчмо - Луи Армстронг.

Внук рабыни привел и нас к свободе силой своего духа, гениальными джазовыми композициями и песнями, навсегда вошедшими в классику мировой культуры.

Сергей Алиханов

внук, СССР, Армстронг, джаз, искусство

Previous post Next post
Up